Бизнес идеи с нуля

Бессмертная птица древа познания - симург

Исполинская вещая птица древнеиранских мифов, тюркских народов Средней Азии и башкир, царь птиц, Симург изображался фантастическим крылатым существом с головой и лапами пса, покрытым рыбьей чешуей, что показывало его власть на земле, в воздухе и в воде.

Его яркое оперение затмевало блеск перьев фазана и павлина. Симурга наделяли способностью исцелять, иногда он выступал орудием судьбы и ему приписывали бессмертие. Он был свидетелем троекратной гибели мира и знал все обо всех временах, прошлых и грядущих.

Симург был приемным отцом Заля, которого он младенцем нашел в пустыне и вскормил в своем гнезде, а потом давал пророчества его сыну Рустаму - знаменитому герою иранского эпоса. Симург велик и могуч - здесь просматривается аналогия с гигантской птицей Рух и божественной птицей древнеиндийских мифов Гарудой.

Подобно мифическому Фениксу и волшебной птице мусульман Анке Симург живет от 700 до 2000 лет. Дождавшись же, когда у него подрастет птенец, он бросается в пламя и сжигает себя на погребальном костре. В период существования арийской общности и после обособления иранцев Симург мыслился как гигантский мифологический орёл.

Однако не позднее середины I тыс. до н.э. у части иранцев складывается представление о Симурге как существе полиморфном, обликом подобном летучей мыши. Считалось, что Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки.

В «Шахнаме» Фирдоуси Симург выступает как охранитель рода эпических героев Сама - Заля - Рустама.

Признано, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сармато-аланам азиатских сакских племен - восточноиранских по языку.

Это дает основания полагать, что Семаргл (Симаргл) у скифов и сармато-алан, как и Симург в сказаниях саков, мог считаться покровителем отдельных людей и их коллективов (родов, племен), что и стало причиной значимости его почитания какой-то частью этой группы восточных иранцев. Исходя из функции благого покровителя, Симург был династийным символом Сасанидов.

В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету.

По одним источникам, он обладал двумя натурами - хорошей и дурной, по другим было два Симурга - благой и демонический.

Симург - популярный персонаж в изобразительном искусстве. На войлочном ковре из курганов Пазырыка (V-III вв. до н.э.) изображена схватка Симурга с существом, похожим на сфинкса. Классическим считается изображение Симурга на золотом сосуде из Копенского чаатаса (VIII в.). Сохранилось множество изображений Симурга на цветных изразцах и миниатюрах XIII-XIV вв.

На сабельных клинках той же эпохи часто воспроизводилась схватка Симурга с драконом. На миниатюре из рукописи 1493 г. со списком поэмы Аттара «Беседа птиц» изображён Симург, посрамляющий расцветкой оперения павлина и фазана.

После воцарения династии Сефевидов изображение Симурга стало эмблемой Ирана наряду с его государственным гербом. В авестийских мифах действует также сэнмурв - фантастическое существо с головой и лапами пса, с крыльями и в рыбьей чешуе.

На Руси был один неясный мифический персонаж, напрашивающийся в родственники к Симургу - некий Симаргл (Семаргл). Это древнерусское языческое божество с неяпонятными функциями, входившее в пантеон князя Владимира.

По мнению большинства учёных - полубожественный персонаж, возможно - вестник между небесным и земным мирами (как, кстати, и его предполагаемый иранский прообраз). По Б.А. Рыбакову - покровитель семян и корней, охранитель растительности.

В 1933 г. К.В. Тревер высказала предположение, что это божество было заимствовано из иранской мифологии.

Однако в конце 90-х гг. XX в. эту концепцию подверг критике М.А. Васильев. Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он - теоретически - мог быть русичами заимствован.

Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б.А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения смешанных существ.

Симаргл как славянское божество в виде крылатого пса в фантазии художника

И.Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III в. до н.э.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове.

Наконец, слово Симаргл толкуют как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется в виду идол Ярилы с семью головами.

Но Б.А. Рыбаков настаивал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента - очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI-XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа!

Часть суздальских ворот с львом и грифоном (вверху них симарглы)

Симаргл на барельефе Борисоглебского Собора в Чернигове

Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй.

Таким образом, можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни - это как раз посредничество между людьми и богами.В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось другим именем.

Об этом пишет академик Б. А. Рыбаков: «Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами.

Вполне возможно, что образ Симурга пришел на Русь с хазарами.

Исполинская вещая птица древнеиранских мифов, тюркских народов Средней Азии и башкир, царь птиц, Симург изображался фантастическим крылатым существом с головой и лапами пса, покрытым рыбьей чешуей, что показывало его власть на земле, в воздухе и в воде.

Его яркое оперение затмевало блеск перьев фазана и павлина. Симурга наделяли способностью исцелять, иногда он выступал орудием судьбы и ему приписывали бессмертие. Он был свидетелем троекратной гибели мира и знал все обо всех временах, прошлых и грядущих.


Симург был приемным отцом Заля, которого он младенцем нашел в пустыне и вскормил в своем гнезде, а потом давал пророчества его сыну Рустаму — знаменитому герою иранского эпоса. Симург велик и могуч — здесь просматривается аналогия с гигантской птицей Рух и божественной птицей древнеиндийских мифов Гарудой.

Подобно мифическому Фениксу и волшебной птице мусульман Анке Симург живет от 700 до 2000 лет. Дождавшись же, когда у него подрастет птенец, он бросается в пламя и сжигает себя на погребальном костре. В период существования арийской общности и после обособления иранцев Симург мыслился как гигантский мифологический орёл.


Однако не позднее середины I тыс. до н.э. у части иранцев складывается представление о Симурге как существе полиморфном, обликом подобном летучей мыши. Считалось, что Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки.

В «Шахнаме» Фирдоуси Симург выступает как охранитель рода эпических героев Сама — Заля — Рустама.

Признано, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сармато-аланам азиатских сакских племен — восточноиранских по языку.

Это дает основания полагать, что Семаргл (Симаргл) у скифов и сармато-алан, как и Симург в сказаниях саков, мог считаться покровителем отдельных людей и их коллективов (родов, племен), что и стало причиной значимости его почитания какой-то частью этой группы восточных иранцев. Исходя из функции благого покровителя, Симург был династийным символом Сасанидов.

В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету.

По одним источникам, он обладал двумя натурами — хорошей и дурной, по другим было два Симурга — благой и демонический.

Симург — популярный персонаж в изобразительном искусстве. На войлочном ковре из курганов Пазырыка (V—III вв. до н.э.) изображена схватка Симурга с существом, похожим на сфинкса. Классическим считается изображение Симурга на золотом сосуде из Копенского чаатаса (VIII в.). Сохранилось множество изображений Симурга на цветных изразцах и миниатюрах XIII—XIV вв.

На сабельных клинках той же эпохи часто воспроизводилась схватка Симурга с драконом. На миниатюре из рукописи 1493 г. со списком поэмы Аттара «Беседа птиц» изображён Симург, посрамляющий расцветкой оперения павлина и фазана.

После воцарения династии Сефевидов изображение Симурга стало эмблемой Ирана наряду с его государственным гербом. В авестийских мифах действует также сэнмурв — фантастическое существо с головой и лапами пса, с крыльями и в рыбьей чешуе.


На Руси был один неясный мифический персонаж, напрашивающийся в родственники к Симургу — некий Симаргл (Семаргл). Это древнерусское языческое божество с неяпонятными функциями, входившее в пантеон князя Владимира.

По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами (как, кстати, и его предполагаемый иранский прообраз). По Б.А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности.

В 1933 г. К.В. Тревер высказала предположение, что это божество было заимствовано из иранской мифологии.


Однако в конце 90-х гг. XX в. эту концепцию подверг критике М.А. Васильев. Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он — теоретически — мог быть русичами заимствован.

Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б.А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения смешанных существ.

Симаргл как славянское божество в виде крылатого пса в фантазии художника

И.Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III в. до н.э.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове.

Но Б.А. Рыбаков настаивал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа!

Часть суздальских ворот с львом и грифоном (вверху них симарглы)

Симаргл на барельефе Борисоглебского Собора в Чернигове

Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй.

Таким образом, можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами.В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось другим именем.

Об этом пишет академик Б. А. Рыбаков: «Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами.

Вполне возможно, что образ Симурга пришел на Русь с хазарами.

Андрей Бертельс


Образ птицы Симург в зороастрийской мифологии.
Часть II.

Традиция изображения Симурга
до распространения и утверждения ислама

Рассуждая о том, как воплощался словесный, мысленный духовный образ Симурга в изображениях, К.В. Тревер совершенно справедливо замечает:
«Задача воплощения облика существа, соединяющего в себе... черты птицы и собаки или... птицы и льва, естественно, может идти совершенно различными путями.
Из соединения образа млекопитающего и птицы с равным успехом может получиться и Сенмурв , как он воплощен в искусстве Ирана, и грифон , так часто воспринимаемый как монополия античного искусства
» .

Как известно, при локализировании и датировке предметов, на которых изображено фантастическое существо, принимаемое обычно за Сенмурва-Симурга, возникают трудности.
Поколения археологов и искусствоведов трудились над этим, и капитальные труды В.Г. Луконина, К.В. Тревер , П. Харпер подводят итоги их усилиям.

Самым ранним известным зримым образом Сенмурва К.В. Тревер считает все же изображение на золотой чеканной обкладке ножен меча, происходящей из скифского кургана, датируемой, как она полагает, VI в. до н.э.
На ней изображена фантастическая "птица" в стремительном полете, с распущенным хвостом, с загнутым сильным клювом хищника, в котором она держит голову большой змеи, обвившейся вокруг птицы" .
Вытянутые вперед, как в прыжке, львиные лапы, выпяченная грудь, поднятые вверх крылья, распущенный птичий хвост — все это дает основания К.В. Тревер определить изображение как «протому грифона с птичьим хвостом» и счесть данного Сенмурва носителем благодетельной функции змееборца, сходного с индийской Гарудой (см. рис. 1).


Рис. 1. Золотая накладка ножек меча из скифского кургана.
Ок. V в. до н.э. (прорисовка).
На золотой чеканной пластине, также из скифского кургана (V в. до н.э.), тоже опубликованной К.В. Тревер, изображено похожее на описанное крылатое летящее фантастическое существо, но с головой не орла, а хищного зверя (собаки?), с яростно оскаленными зубами.
Эти изображениями ограничивается группа зримых образов Сенмурва ахеменидского периода в "справке о Сенмурве" К.В. Тревер, далеко не исчерпывающей, по признанию автора, доступный материал .

Уже в этот период, как считает К.В. Тревер, складываются традиции изображения Сенмурва с птичьей головой и Сенмурва с головой хищного зверя.

Особый интерес по богатству материала представляет сасанидский период (III-VII вв. н.э.), эпоха кодификации Авесты, сложения содержания записанных позднее зороастрийских книг ("Бундахишна", "Дадестан е менок е храт", "Затспрам"), из которых мы заимствовали старейшие словесные описания Сенмурва.

Помимо не складывающихся в единую картину (очевидно, ввиду по меньшей мере двойственности образа) словесных описаний Сенмурва от этой эпохи дошли до нас многочисленные изображения чудесной птицы на каменных рельефах, металлических сосудах, драгоценных тканях.


Two Sasanian vessels depicting Senmurv (Silver & Golden)
http://bastan84.blogfa.com/post-105.aspx

Следует отметить, что традиция изображений фантастических существ с чертами птиц, рыб, зверей, столь богатая во всем Древнем мире (Ассирия, Вавилон, Древний Египет, античный мир, которых мы здесь не касаемся), была таковой и в сасанидскую эпоху и не ограничивалась только Сенмурвом.
Особенно поражает отмеченное К.В. Тревер изображение схожей с Сенмурвом птицы, но... с головой верблюда (на серебряном кувшине сасанидской эпохи) .

Если вспомнить о том, что филологи упорно ищут в имени "Заратуштра" следы слова "верблюд" (XII, с. 182-183) — Заратуштра — "Тот, кто может вести верблюдов (по пустыне?) " или "Тот, кто умеет обращаться с верблюдами ", то изображение летящего ревущего верблюда с крыльями может иметь глубокий сакральный смысл.

Возможно, проливает свет на смысл подобных изображений миниатюра XV в., где Сенмурв (собака с крыльями и рыбьим хвостом) дает очертания созвездия Кита .

Как видно на многочисленных воспроизведениях, в эту эпоху (очевидно, III в. н.э. и вплоть до IХ-Х вв.) складывается несколько канонов изображения Сенмурва (если всё это действительно Сенмурв!).

К.В. Тревер, в соответствии с яфетическими мысленными ассоциациями тех лет, сосредоточивает внимание на изображениях летящей птицы с павлиньим хвостом, головой хищного животного (собаки? гиены?), покрытой рыбьей чешуей , что соответствует, казалось бы, словесному описанию Сенмурва "о трёх природах " (= стихиях — воздушной, водной и земляной) .
Согласно этому канону выполнено и выделенное К.В. Тревер в особую группу, необыкновенно тонко исполненное, эстетически самое совершенное из известных изображение Сенмурва на большом серебряном блюде, хранящемся в Эрмитаже (см. ил. 1).
В самое подробное, недавно опубликованное описание всего сасанидского серебра, которое находится в Эрмитаже, это блюдо, по неизвестным нам причинам, не включено (см. XIV, с. 107-120).

Трудно интерпретировать сегодня это изображение, относящееся к совсем иному духовному миру, чем наш. Приведем такое, весьма, на наш взгляд, характерное и показывающее "дистанцию между культурами" замечание одного современного нам американского зоолога, которому показали иранскую миниатюру XVII в., изображающую множество птиц: "Они не были нарисованы орнитологом" .
Фантастическое существо, заключенное к тому же в круглый медальон, что создавало дополнительные трудности, чеканил и гравировал явно не зоолог XX в.

Возьмем на себя смелость интерпретировать изображение несколько иначе, чем это сделала К.В. Тревер.

По бокам оскаленной пасти яростно несущегося в прыжке-полете чудовища свисают пучки шерсти, как у гиены.
Голова посажена на длинную, похожую на конскую шею, покрытую сверху гривой и снизу явно рыбьей чешуей, выдается вперед, как у орла-Сенмурва ахеменидской эпохи (см. ил. 1), лапы с когтями могут быть отнесены к гиене, гепарду.
На плече, у основания поднятого мощным взмахом крыла, характерный для всего сасанидского канона изображений Симурга медальон, здесь — круглый, на других подобных изображениях — обычно сердцевидный, значение которого непонятно.
Задних лап у чудовища нет.
Туловище оканчивается рыбьим хвостом, покрытым у основания чешуей, похожим на изображаемые сходно в наше время хвосты русалок.
Однако там, где должен был бы помещаться хвостовой плавник рыбы, струятся вверх двенадцать перьев, с остями, не похожих на павлиньи (обычные в каноне) и на "перистые, пышные хвостовые плавники некоторых морских рыб" .

При всем «зоологическом абсурде» это изображение фантастического существа воспринимается с какой-то жуткой убедительностью. Охваченное инфернальной злобой, оскалив пасть, вытаращив глаза, вытянув вперед лапы, выпустив когти, оно устремилось за добычей.
Всё это мало сочетается с образом благого Сенмурва, восседающего на «Древе всех семян» зороастрийских текстов.
Можно вспомнить, что на зороастрийских «башнях молчания», дахмах, гиены и грифы-стервятники очищали от плоти скелеты <...> .

Но каково же тогда было назначение богатого серебряного блюда, украшенного изображением такой гиены-грифа?

Следует, однако, отметить, что данное изображение стоит особняком и охарактеризовано как до известной степени "свободная композиция художника-металлиста" , несколько выходящая за рамки канона, представленного множеством сходных изображений.

Left: Senmurvs as pattern on the caftan of a Sasanian king, Taq-e Bustan, Great Ivan (left wall)
Right: Senmurv in medaillon on the clothes of the heavy-armoured rider, Taq-e Bustan, Geat Ivan.
«Стандартных» Сенмурвов, изображенных на сасанидском серебре, К.В. Тревер считает перенесенными на металл с богатых сасанидских тканей (фрагменты которых чудом уцелели в музеях) и этим объясняет их «застылость и сухость».

Точнее всего датированы (610-626) изображения Сенмурва на тканях, изображенных на изваяниях Сасанида Хосрова Парвиза (591-628) в большой пещере Так-и-Бустан в Северо-Западном Иране. Каменные изваяния передают «с большой точностью не только покрой платья, но и рисунок ткани, на которой платье сшито» (III, с. 45; см. рис. 3).


Рис. 3. Деталь узора одежды Хосрова Парвиза
(рельеф в Так-и Бустан. VII в. н.э.) (прорисовка).

Сомнений нет, одеяния Хосрова Парвиза были украшены изображениями летящего разъяренного чудовища с оскаленной пастью, вытянутыми лапами, выпущенными когтями и пышным павлиньим хвостом.
Они ясно видны на изваянии Хосрова II Парвиза, стоящего в лодке с натянутым луком в руках: четыре Сенмурва видны на полах его кафтана, два — на груди.

Опубликовавший фотографию рельефа Э. Херцфельд считает подобные изображения, встречающиеся и на монетах Хосрова II, «своего рода грифонами» и гербом этого шаха.
Он воспроизводит прорисовку с реверса монеты, на которой изображено лицо Хосрова, почти идентичную прорисовкам с кафтана рельефа Так-и-Бустан .


Рис. 4. Фрагмент зелёной с жёлтым узором шелковой ткани.
Иран, V-VIII вв. н.э. (прорисовка). Лондон, музей Виктории и Альберта.

Весьма сходное изображение можно видеть на сохранившихся фрагментах подлинных сасанидских тканей (III, с. 47; см. рис. 4), хранящихся в музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее декоративного искусства в Париже (обрывки той же темно-зеленой с желтым шелковой ткани), в Staatliche Museum в Берлине, в музее Барджелло во Флоренции и в других музеях (III, с. 47, 53, сн. 44 и 45]; названия музеев даны в редакции К.В. Тревер 1937 г.) .

Тканные изображения Сенмурва, разумеется, значительно стираны, некоторым их деталям придан характер орнамента (они исполнены желтыми нитками на зеленом, красном или синем фоне), однако сопоставления с рельефами, видыми на камне и металле , дают возможность одинаково "прочитать" их и отнести к одному канону.


1. Sasanian Glass-work and Depiction of Senmurv
2. Depiction of Senmurv on Sasanian Textile
К.В. Тревер приводит многочисленные примеры изображений Сенмурва, чисто декоративных, на самых различных предметах, христианских фресках (в церкви Св. Тиграна Оненца 1215 г. в Ани — III, с. 56), каменном рельефе сельджукской эпохи в Конии, рельефе в Стамбуле , на печатях сасанидской эпохи .

К.В. Тревер сопоставляет Сенмурва с «Семарглом», «Семурглом» славянского пантеона, упомянутым в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях .
Но это уже совсем особая тема, выходящая за рамки изучения искусства Ирана.

Изображение Симаргла с браслетов XII-XIII вв.
(Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» М.:"Наука" 1981)

Символы крылатой духовной сущности, «крылатой души» в Авесте.

Как видно из приведенных сообщений зороастрийских источников о чудесной роли Симурга в мироздании, эта роль, согласно им, очень велика. Симург оплодотворяет землю, благодаря ему растут ветви небесного (мирового) древа .

Символ «птицы Симург» в Авесте и связанных с ней среднеперсидских текстах заслуживает специального исследования. Ясно одно, что в героическом «Шах-наме» и мистическом эпосе «Мантик ат-тайр» «проросли смыслами» лишь отдельные части общего древнего символа, «архетипа» (ср. XIX), содержавшегося в дозороастрийской и зороастрийской традиции.

Х. Риттер полагает, что высшего развития символ Симурга как «исчезновение всех птиц в Симурге» получил в «Мантик ат-тайр» Аттара, развитом мистическом эпосе, где аннигиляция (фана") наступает через глубокое сознание вины, раскаяние и обретение вечности (бака") .

Симург обретает у Аттара черты Абсолюта, ибо «всё, что ты видишь, есть лишь тень его» .

На развитии образа Симурга как подобия архангела и символа Абсолюта мы остановимся подробнее далее, а сейчас назовем еще несколько «птиц-ангелов» Авесты и зороастрийской традиции. Очевидно, сливаясь в авестийской традиции, разные более древние традиции приносили свои, иногда сходные символы, обретавшие разные функции в лоне зороастризма .

Так, например, «Бундахишн», комментируя Авесту, говорит подробно о чудесной птице Каршиптар .
Она обладает даром речи, она — духовный владыка всех птиц, она принесла религию Ахура Мазды в сокрытый праведный град (вар) Йимы, праведного царя (XXI, с. 222, примеч. 336]; ср. ).

Две другие птицы, упоминаемые в Авесте, Амру и Чамру — Е.Э. Бертельс сближает с Сирином и Алконостом древнерусских сказаний, угадывая здесь какой-то вид архетипа, или Urphänomen Гёте.

Другая авестийская чудесная птица, Пародарш («»Видящая вперед"), отгоняет своим криком дьяволицу сна и лени Бушьянсту, обвивающую мягкими гибкими руками шею спящего. Птица Пародарш охраняет дом каждого праведного зороастрийца.
Е.Э. Бертельс сближает эту мифическую птицу с домашним петухом и напоминает, что и по древнерусским поверьям черти боятся петушиного крика и, заслышав его, проваливаются в преисподнюю.

«Мину-йи хирад» называет еще чудесную птицу Чинамрош , которая находится «недалеко от гнезда Симурга».
«Дело» её состоит в том, что она подбирает те семена, которые сыплются с чудесного Дерева, отдаляющего горе. Подобрав семена, она относит их туда, где бессмертный язат Тиштрия (Тиштар, Тир, Сириус) берет воду, и рассыпает их там .
В «Бундахишне» о птице Чинамрош сказано, что когда каждые три года множество не-иранцев собирается на горе Альбурз, чтобы причинить вред иранцам, язат Бурз посылает на ту гору птицу Чинамрош, и та птица всех не-иранцев склевывает, как зерна (по IX, с. 144-145).

Итак,
птицы — духи — крылатые духи — ангелы Авесты и зороастрийской традиции оплодотворяют земли праведного народа и охраняют их от врагов.

А. Корбен провел подробное сопоставление чудесных птиц Авесты с христианскими Архангелами, Херувимами, Ангелами, Силами, Престолами и даже Духом Святым, изображаемым на иконах тоже с крыльями, и постарался расшифровать, какие духовные идеи связаны со словесной и живописной иконографией разных религий (см. XXI, с. 270, указатели: Amahraspand, Ange, angelologie, Esprit-Saint (Ruh al-Quds), Archange Gabriel, Intelligence Agente (Aql-I Fa""al, poeticos nūs)).

Несомненно одно, что все эти образы, словесные и изображенные, прошли через манихейскую традицию, о которой мы мало знаем, и через обращенных в христианство манихеев, на фоне архетипического сходства, образовали "созвездия", которые мы распознаем подчас и в русской сказке.

Bowl with Hare and Flying Simurghs (Poenixes)
Sultanabad (today Arak); Iran, 14th century; Ceramic
см.: http://bharatkalyan97.blogspot.com/2011/11/syena-orthography.html
https://groups.yahoo.com/neo/groups/IndiaArchaeology/conversations/messages/13408

Примечания

Эта работа К. В. Тревер была ранее опубликована в 1933 г. См. XXIII.
Веретрагна — один из небесных язата — "достойных почитания", он — символ победы.
Упоминание о "зубах, как у собаки" Симурга подтверждает мнение К. В. Тревер о том, что именно Симурга изображали как "собакоптицу", согласно традиции.
В кратком описании "Древа всех семян" иранского "Бундахишна", аналогичном приведенному выше по "Мину-йи хирад" описанию, птица Сен таже названа. Она прилетает каждый год, смешивает семена с водой и дает рассыпать их Сириусу .
К. В. Тревер не сомневалась в том, что на золотой накладке к ножнам изображен Симург. Следует отметить, что на данном изображении птица пожирает змею. В Яште 14,40, приведенном выше, змею побеждает не Симург, а Веретрагна. Возможно, он и изображен на ахеменидской пластине?
Т. Н. Пахалина отрицает эту этимологию .
Она отказывается от ставшего в иранистике традиционным рассечения "Зарат-уштра" и переводит имя основателя зороастризма "Хранитель огня", что представляется гораздо более правдоподобным. Однако в сасанидскую эпоху могла возникнуть паронимическая аттракция, вторичная искусственная этимология, что побудило безвестного художника изобразить "священного крылатого верблюда".
Как мы видели, в "Бундахишне" "три натуры" Сенмурва — это натуры собаки, птицы и мускусной крысы. О рыбах (водная стихия) там речи нет.
В работе, опубликованной спустя 40 лет в связи с находкой на Кавказе целого кафтана сасанидской эпохи, сшитого из ткани, украшенной изображениями Симурга, А. Иерусалимская перечисляет все известные по каталогам музеев мира фрагменты аналогичных шелковых тканей (зеленых, красных и синих с желтым рисунком).
См. . Различные изображения Симурга в иранском искусстве см. в вводной работе А. У. Поупа .
Воплощения зрительного образа Симурга-Сенмурва на Сасанидском металле — см. ил.
В указанной статье изложены все теории архетипа от Филона Александрийского до К. Юнга и М. Элиаде. Мы употребляем это слово метафорически, а не как термин какой-либо научной школы.


Senmurv on the tomb of Abbess Theodote, Pavia early 8th c
https://www.flickr.com/photos/27305838@N04/4830444236/
NB! Simurgh (Persian: سیمرغ) is also known as Angha (Persian: عنقا)
Through cultural assimilation the Simurgh was introduced to the Arabic-speaking world,
where the concept was conflated with other Arabic mythical birds such as the Ghoghnus ,
a bird having some mythical relation with the date palm,
and further developed as the Rukh (the origin of the English word "Roc")

Библиография

I. Марр Н. Я. Japhetica I. φaqond — осетинских сказок и яфетический термин φasqund — "маг", "вестник", "вещая птица". — Известия Российской Академии наук. 1918, №18, с. 2069-2100.
II. Weiker G. Der Seelen-vogel in der alten Litteratur und Kunst. Eine mythologisch-archeologische Untersuchung. Lpz., 1902.
III. Тревер К. В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л., 1937.
IV. Мухаммад Му"ин. Фарханг-и фарси (мутавассит). Джилдха-йи I-VI. Тихран, 1342-1352 с.х. (1963-1973).
V. Molé M. Culte, mythe etcosmologie dans l"Iran ancient. Le probléme et la tradition masdéene. P., 1963.
VI. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1977.
VII. Avesta, die heiligen Bücher der Parsen, übersetzt... von Fritz Wolff. Strassburg, 1910 (reprint — B., 1960).
VIII. Christensen A. Essai sur la demponologie Iranienne. Copenhagen, 1941 (пер. на перс. яз. — Тебриз, 1977; ссылки даны на страницы перевода).
IX. Мину-йи хирад. Тарджума-йи Ахмад Тафаззули. Тихран, 1354 с.х. (1976).
X. Zand-Akasih. Iranian or greater Bundahishn. Transliteration and Translation in English by B. T. Anklesaria. Bombay, 1957.
XI. Boyce M. History of Zoroastrianism. — Handbuch der Orientalistik. 8. Bd., 1. Absch., Lief. 2, H. 2 A. Leiden — Köln, 1975.
XII. Harper P. O. The Senmurv. — The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1961. November.
XIII. Луконин В. Г., Тревер К. В. Сасанидское серебро. М., 1987.
XIV. Harper P. O. Silver vessels of the Sasanian period. T. I. Royal Imagery. N.Y., 1981.
XV. Тревер К. В., Орбели И. А. Сасанидский металл. М. — Л., 1935.
XVI. Baer E. Sphinxes and Harpies in Medieval Islamic Art. An Iconographical Study. Jerusalem, 1965.
XVII. Grube E. J. The Seventeenth-Century Miniatures. "The Language of the Birds". — The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1967. May.
XVIII. Herzfeld E. Iran in the Ancient East. Archaeological Studies presented in the Lowell Lectures at Boston. L. — N.Y., 1941.
XIX. Moon B. Archetypes. — The Encyclopedia of Religion. T. I. N.Y. — L., 1987.
XX. Ritter H. Das Meer der Seele. Mensch, Welt und Gott in der Geschichten des Fariduddin Attar. Leiden, 1955.
XXI. Corbin H. Avicenne et le récit visionaire. 2. Etude sur le cycle des récits Avicenniens. 3. Notes et glosses de la traduction du récit de Hayy ibn Yaqzan. Teheran, 1954.
XXII. Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы. Избранные труды. [Т. I]. М., 1960.
XXIII. Тревер К. В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. — Из истории докапиталистических формаций. Сборник статей к сорокапятилетию научной деятельности Н. Я. Мара. М. — Л., 1933, с. 293-328.
XXIV. Pakhalina T. N. On the etymology of the Avestan name Zarathushtra and some of its epithets. Moscow, 1986.
XXV. Jeroussalimskaja A. Le cafetan aux Simourghs du tombeau de Mochtchevaya balka (Caucase Septentrional). — Studia Iranica. Leiden, 1978, t. 7, fasc. 2.
XXVI. Pope A. U. A survey of Persian Art from prehistoric times to the Present. Index Volume. Oxf. — L., 1958.

Андрей Бертельс. Образ птицы Симург в зороастрийской мифологии

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

Annotation

Данилов Василий Алексеевич

Данилов Василий Алексеевич

Симург-тян


Мадисон, штат Висконсин мог похвастаться полумиллионным населением, наличием биолабораторий и исследовательских институтов, а также парой неплохих учебных заведений медицинского и технического плана. Большая площадь и невысокие дома в последние годы приняли тенденцию меняться многоэтажными небоскрёбами благодаря Монтажнику – парачеловеку-технарю специализирующемуся на строительстве и монтажных работах, хотя как и почти любого другого технаря спектр его талантов был относительно широк. Местное отделение СКП неплохо справлялось с правопорядком в городе и настоящих суперзлодеев в городе практически не наблюдалось. Так, хулиганы и маргиналы, да множество бродяг, что использовали свои таланты больше в бизнесе, нежели в супергеройствовании. Разросшийся из аграрного города, этот город был окружён полями и фермами, через него проходила одна из федеральных трасс. В общем, городок был ни разу не депрессивным, богатым, с большим притоком молодёжи и туристов.

Героев здесь тоже было предостаточно, места были хлебные: богатые субсидии, красивые края богатые на места отдыха и туризма. Городок лишь на окраинах имел высотки, да и то они ни в какое сравнение не шли с настоящими небоскрёбами – только-только начали расти.

В этот холодный, слегка пасмурный день, на кануне рождества ничто не предвещало беды. Наоборот: город был в предвкушении празднества, то тут то там можно было услышать пожелания «С Рождеством!», смех и радость в предвкушении праздника. Несколько парачеловек, масок, летали над городом уже несколько дней, рассыпая празднично-рекламные листовки и делали хороший пиар костюмированным посещением школ, больниц и детских домов с подарками. Примечательно, что несколько дней подряд время от времени шёл празднично-белый снег, обновляя белизну сугробов, несильно обременяя службу по уборке домов и улиц.

Тем страшнее и нереальнее казался вой сирен, незадолго до ланча, полдника или обеденного перерыва – тут у каждой культуры своя интерпретация. Заунывный вой сирен казался чем-то странным и нереальным, но понимание того, что он означает приходило очень быстро – губитель. Кошмарный всадник апокалипсиса из ниоткуда. Словно угроза ядерной атаки, только от которой чрезвычайно сложно скрыться в бомбоубежище, спасение заключалось в одном: бегстве. Стремительном и быстром. У людей было всего пара десятков минут или того меньше.

Сотни тысяч звонков по всему городу разрывали линии связи, пока люди пытались дозвониться до своих близких, друзей и знакомых или до властей: ситуация была далеко не рядовой. Были многочисленные инструкции на счёт «что если», но учения... разве можно быть готовым к визиту вестника апокалипсиса?

На дорогах моментально образовались пробки. На железнодорожной станции моментально образовался «завал». Первые минуты пытались пропускать по билетам, но очень скоро просто запихивали людей в вагоны, пока хватало места, после чего монорельсовый состав отправлялся прочь из города на ходу согласуя маршрут с другими поездами.

На официальные телефоны масок, как героев, злодеев, так и нейтралов пришли сообщения о необходимости явиться к месту сбора для организации сопротивления. В городском отделе протектората шло экстренное совещание с дежурной группой и видеоконференция с другими героями-масками, что готовы были прибыть с минуты на минуту и оказать первую помощь в сдерживании угрозы.

Большинство жителей ещё не знали, кто к ним решил явиться. Однако, губитель не заставил себя ждать. Белоснежное существо со множеством ангелоподобных крыльев вылетела из-за туч, снижаясь всё ниже и ниже. Ныне уже не осталось невежд не способных опознать третьего по счёту, самого «слабого» губителя, что явился с небес в ангельском обличье.

Почти пять метров ростом, прекрасная дева, полностью обнажённая, скромно прикрывающая грудь и бёдра малыми крыльями, она не казалась такой уж опасной, как пылающий Бегемот или сметающий всё цунами Левиафан. Однако стоило губителю снизиться на достаточное расстояние до земли мост ветки автострады застонала и затрещала, вырываемая мощной телекенетической хваткой. Шоссе моментально оказалось блокированным, естественным образом появился затор, несколько машин с визгом покрышек и скрежетом металла рухнули вниз или врезались в бетонные ограждения. Массивные куски железобетонных конструкций взметнулись в небо, попав в ветку железнодорожного полотна монорельса, моментально отрезав одну из транспортных артерий.

Какой-то герой или случайный кейп спикировал в железном костюме сверху, поливая губителя очередями из наплечных пушек, но все снаряды угодили лишь в оторванные от земли машины, что были взорваны вместе с пассажирами, что не успели выбраться. В снизившегося героя в красно-белой броне полетела шрапнель из мусора и обломков фонарных столбов. Маска ловко уклонялся от снарядов, но был пронзён обломком металлического столба, который не смог заметить из-за множества придорожных бачков с водой.

Утратив интерес к умирающей цели, Симург полетела дальше и чуть выше, вглубь в города, оценивая открывшееся ей зрелище. В отличие от «старших братьев», предсказать появление Симург было весьма и весьма непросто. В «свободное время» этот «ангелок» летал над землёй в космосе или около космической зоне, успешно сбивая мимо пролетающие спутники. Но дело было даже не в спутниках, а в неспособности пророков точно и с уверенность предсказать поведение этого существа, не удивительно, что её первое появление даже не восприняли как угрозу, из-за чего позже целую страну, пусть и такую маленькую как Швейцария пришлось изолировать в карантин из-за спятившего разом населения.

Теперь никто не сомневался в том, что гигантская крылатая дева – губитель, она успела посетить несколько городов мира, в числе которых был и Лондон. И хотя всякий раз разрушение инфраструктуры было скромнее, чем после других монстров, но долгоиграющий эффект в виде спящих агентов: зомбированных губителем людей и даже паралюдей, что было ещё опаснее.

Разрушения от продвижения Симург по городу были весьма скромные, для губителя, ведь существо летело и предпочитало отрывать от земли технику и куски зданий не на регулярной основе, а подчиняясь только каким-то своим хотелкам, которые лежали на основе прогнозов грядущего столкновения.

На самом деле Симург действовала одновременно согласно плану и без чёткого руководства. Это было заметно по несколько странному поведению существа, хотя учитывая нечеловеческую природу, всё было странно. Симург обрушился одну из веток автострады, а также монорельса, но не стала стараться блокировать совсем выход из города. Совершая то или иное действие, она оценивала меняющуюся картину будущего, попутно оценивая и осматривая сам город всеми своими чувствами на предмет того, что могло бы её заинтересовать.

Подобных вещей было немало, как и самих людей, но вдаваться в детали, выстраивая какой-то чёткий план было не в интересах Симург, она просто перебирала варианты, отбирая только самые интересные, после чего уже подробно рассматривала их.

Процессу несколько мешали супергерои, бродяги и просто люди, что более или менее начали организовывать сопротивление. Выстрелы едва ли могли причинить Симург урон, но она здесь не просто так – существо собиралось построить (оно пока ещё сама не знала, что именно), технарское устройство, что должно в значительной степени изменить линии будущего, а оно не обладало нужной прочностью, поэтому всё новые бетонные и металлические конструкции отрывались от земли и фундамента, распределяясь по орбитам. Мелкие куски летели в стреляющих с поразительной точностью предсказывая местоположение людей в момент попадания. Самый «слабый», но самый точный губитель обладал и оружием массового поражения, пока ещё незаметно воздействующим на всё живое и более или менее разумное в небольшом радиусе вокруг. Большинство людей сами по себе не желали оставаться близко к летающему ужасу, предпочитая убраться с дороги, но иногда атмосфера безумия касалась самых нерасторопных, вызывая истерию или странное изменение в поведении: приступы беспричинной агрессии и понижение критического мышления. А ведь губитель ещё не начала свою «песнь».

Процесс был не быстрым, Симург время от времени зависала на одном месте, после чего меняла курс, относительно свободно перелетая по городу. Кейпы пока осторожно пробовали оборону существа, не стремясь приближаться, несколько неудачников уже подтвердили наглядно, что хитрые манёвры уклонения с Симург работают столь же надёжно, как квантовая неопределённость, а проверять удачу на собственной шкуре без уверенности в том, что всё сработает никто не хотел. Приоритетной целью была не столько сама Симург, а всё то, что она могла использовать в качестве строительного материала для своего устройства, которое пока ещё даже не начала собирать, поэтому несколько технарей при поддержке скоростных масок и кейпов с барьерами относительно успешно расстреливали кучи мусора, что могли послужить основой для создания ДДД (doom"s day device), как правило срыв создания устройства означал начало отступления Симург обратно на орбиту. Разумеется, после того как губитель задаст взбучку тем, кто ей помешал: в мстительности существа никто уже не сомневался, не смотря на белоснежные крылья и облик прекрасной девы.

Прошло несколько десятков минут с момента прибытия Симург в город, а эвакуация всё продолжалась: хаотичные перемещения Симург не облегчали процесс эвакуации, несколько пожаров тоже не облегчали ситуацию, пожарные команды сперва пытались бороться с огнём, но когда одна из пожарных машин взлетела в воздух и отправилась в полёт, героизма у спасателей поубавилось, поэтому всё, что пока делали – старались не допускать появления и распространения новых очагов.

В воздухе над городом шла вялотекущая борьба с переменным обострением: кидаться сломя голову на губителя было сложно даже сильнейшим героям, не говоря уже про остальных: приоритет оставался в сохранении жизней и спасении жителей.

Меньше двух часов потребовалось губителю, чтобы определиться с целями, после чего противостояние вошло в горячую фазу.

Существо неспешно летало по городу в облаке обломков и что-то собирало. Неспешность выражалась в назойливом внимании паранормов, что всячески старались осложнить жизнь губителю. Получалось это не очень, однако Симург защищала собираемое устройство, которое не отличалось высокой прочностью, поэтому процесс шёл не быстро. Симург не создавала устройство с нуля, скорее складывала как некий пазл из большого числа других деталей, которые получала из частей самых разных механизмов и устройств.

По мере сборки, начала получаться сфера с торчащими из неё то тут, то там толстыми цилиндрическими стержнями. Понимая, что губитель вот-вот соберёт адскую машинку, люди усилили напор. Чей-то особо удачный выстрел всё-таки поразил цель и устройство взорвалось, вызвав недовольный вопль крик Симург, дезориентировавший многих, кто был недостаточно далеко от неё. Психическая атака сопровождалась обильным разбрасыванием обломков и множеством смертей как героев, так и простых людей, им помогающих. Спустя десяток минут буйства, распугав обороняющихся, Симург начала ремонт своей «прелести», а может и сборку новой.

В этот раз некому было помешать Симург осуществить задуманное и спустя час, под вялым огнём масок, устройство было собрано и активировано.

Холодно. Дует откуда-то так, словно прямиком из арктики. Форточку что ли не закрыл? Открываю глаза и не понимаю, что вижу. Какая-то стенка. Металлическая. Увита проводами. Я протягиваю руку и касаюсь бледными пальцами поверхности. Холодные, просто ледяные. Стоп. Мои руки. Какие-то странно тонкие, бледные и тонкие. Пытаюсь осмотреть себя, получается плохо, ощупать – чуть лучше. Шок.

Я в женском теле. Нет, не так. В теле девочки ещё не вступившей в половое созревание.

У меня есть крылья. Три пары. На спине.

Чё за нахрен?!

Нет. Всё верно. Я сплю, ой, кажется, нет. Если да, то сон довольно реальный и даже болезненный. Я дурак додумался щипать за сосок, где нервных окончаний до хрена и больше. И голосок у меня звонкий теперь, девичий. Аж уши заложило в этом металлическом бочонке. Внутри немного темно, но откуда-то сверху проникает свет. И снег. И холод. А я голый. Голая. Проклятье, только и думать о гендерной разнице. Тут надо о тепле думать, о том, как выжить в новых условиях, а не о том, что я теперь маленькая девочка-ангел. Проклятье, да я же типичный попаданец-вселенец-чёрт-знает-кто!

– Убью сука! Найду и убью, руки оторву и в жопу запихаю или что у тебя там вместо них, скотина, урод, падла, трихомосома проклятая! – В приступе гнева воплю своим-чужим писклявым голоском, что аж стенки вибрируют. Эмоциональная вспышка проходит и меня «отпускает», оставляя в душе пустоту и фатализм.

Меня впереди ждёт полная жопа. Даже без учёта «фактора попаданца» или «фактора главного героя» там, уже тут, я не я и сто пудово ничего хорошего меня не ждёт. Ведь я очнулся не в мягкой кроватке, а в какой-то бочке, набитой проводами и какими-то устройствами. Скорее всего я труп. Просто по умолчанию и здравому смыслу. Если нет, то марионетка «злого рока» или кто там виноват, что я оказался здесь?

«Шеф, всё пропало!». Семья, работа, дом. Всё под ноль. О, жизнь с чистого листа звучит заманчиво, но не в таком же виде?! Фух, ладно, успокоились, может мне повезло. Я в теле ангелочка, что живёт долго и не болеет, а то, что пол другой... Так это «дело привычки» и вообще мне пока рано о мальчиках-девочках думать. Хотя это не положительный момент или всё-таки положительный?

Пока шёл внутренний спор-психотерапия с самим собой, я быстро осмотрел себя как мог, пощупал везде, после чего поспешил упереться ногами, руками и крыльями в стенки и вылезти. Удалось... не с первого раза. Шипя и матерясь, я всё-таки выбрался (буду думать о себе в мужском роде, а говорить с людьми в женском.

Фух, выбрался! Мать моя женщина, где это я?! Кругом картина натурального пост апокалипсиса голливудского разлива. Ну, это классика с битыми машинами на дорогах, кое-где разрушенными домами, порой струями чёрного дыма над городом и полного отсутствия людей. А нет, вот вижу чью-то руку. Оторванную. В крови. На белом снегу.

Меня не вырвало только потому, что желудок был пуст.

«Пиздец, пиздец, пиздец...!!!» – Перенервничав, я свалился на землю на удивление не больно стукнувшись крылом и ладонями. Холодно, блин! Какие домики аккуратные, как с картинки, только пустые. Люди валили отсюда в спешке, даже гараж не закрыли, надеюсь тут не зомби апокалипсис?

Подбежав к кирпичному двухэтажному домику аля «тут жил Гарри Поттер», я подёргал за ручку, попутно её отломав.

«Ять!» – Подобрав ближайшего садового «гомика», просто и незатейливо сломал окно, стараясь выломать осколки садовым украшением, чтобы не порезаться, когда буду проникать внутрь. Внутри тепло, значительно теплее, чем снаружи. Я спешу убраться из кухни, куда я залез, попутно закрыв за собой дверь.

«Кража со взломом, отличное начало Тимур, просто прекрасное», – пробормотал я под нос, осматривая чужое жилище. «Образцовая буржуйская семья», – я обратил внимание на семейное фото в рамке на стенке. Папа, мама, сын и дочка. Муж и жена выглядят неплохо, лет на тридцать, сыну чуть больше пятнадцати, дочери чуть больше десяти. Выглядят счастливыми. Интересно, был ли я таким же счастливым? Душа должна болеть, но я не чувствую боли, только странное чувство необъяснимой потери и нежелания принимать реальность.

Стоп, дети, девочка примерно моей... комплекции. А я голый. Раз я уже преступил закон, вломившись в чужой дом, в святую святых – частную собственность, пойду падать на дно дальше – попробую подобрать себе вещи. Падший ангел, хех. Только пока полностью белый. Может быть альбинос?

Комната девочки нашлась на втором этаже. Прикольная, даже не похожа на комнату девочки. На стене большой глянцевый плакат из какого-то фильма или видео игры про супергероев со стилизованной латинской "V". Семеро героев, все в костюмах и масках, кроме одной женщины шикарных форм. Она... вроде как голая, но равномерный белый свет делает её тело условно отцензуренным без деталей, во лбу «звезда горит», то есть рог, а на лице символичная маска, едва прикрывающая глаза и брови, больше походящая на стильные очки. На людей «крестик» не тянут, вообще ни одного знакомого лица. Другой постер с единичным супергероем крупным планом над городом-мегаполисом немного напоминает о вселенной Марвел. Точнее двух героев оттуда: Виктора фон Дума и Железного человека. От Дума капюшон, маска и плащ, а от железного человека стильный тёмно-зелёный броне-костюм, правда летает он явно не на реактивной тяге. «Idolon». Идол что ли? Плохо разбираюсь в английском, ещё со школы плохо учил иностранные языки.

О, компьютер. Надо заценить. Выглядит современно. Нажимаю на кнопку, но ничего не происходит. Щёлкаю переключателем настольной лампы рядом – ноль эффекта. Всё ясно, нет электричества. Ну, да. Кругом же конец света или что тут ещё творится.

«Какое удачное совпадение», – я примериваю на себя трусики с медвежатами – подходят. – «Интересно, я могу уже считать себя извращенцем или для этого мне нужно одеть мужские семейники?».

«А вот это проблема», – я совсем забыл про крылья, и они мне напомнили, когда я начал одевать футболку. Когда я хожу, то они относительно плотно прилегают к телу и довольно компактно собраны, не смотря, что их шесть штук. Но всё равно они довольно объёмны и будут мешаться. Я не обращал внимания, но когда я наклоняюсь и двигаюсь, то для сохранения равновесия запросто могу вскинуть крыло или два, взмахнуть ими или коснуться пола. Сознательно я их не контролировал, а вот сейчас обратил внимание и осторожно пытался понять, как теперь быть.

Размах под два с половиной метра, не меньше, если считать от кончика крыла до кончика крыла. Верхняя пара крыльев оказалась самой большой, средняя была чуть поменьше, а нижние вдвое меньше верхних. Я осторожно взмахнул ими, сдув мелкие предметы около себя, после чего прекратил экспериментировать в помещении. «Хм, действительно, как серафим», – я не удержался и «укутался в крылья». Одной пары не хватило, но вместе они легко укрыли меня тёплым одеялом из перьев. Как приятно, думаю, я могу в них спать или даже ходить по улице зимой. Но всё равно нужна одежда.

Поэтому пришлось спускаться на кухню за ножом и ножницами, чтобы вырезать на спине место под крылья. Хорошо хоть хвоста нет и рогов, вот была бы проблема подбирать одежду. Хотя теперь понадобятся заколки или что-то подобное.

Всё-таки одежда оказалась мне немного мала, джинсовые брюки пришлось местами распороть, после чего долго искать иголку с ниткой, чтобы не дать шву расползтись ещё дальше. С курткой пришлось повозиться чуть дольше, но я справился даже лучше, чем с футболкой и свитером, чему немало удивился: никогда не думал, что у меня есть талант швеи. Синяя куртка, голубые джинсы и красный свитер с похожей шапочкой. Всё абсолютно не сочетается с моей белоснежной кожей, перьями и волосами.

«Тьфу! Чур меня чур!» – Я помотал головой, заметив, что уже минуты три придирчиво верчусь у зеркала. Похоже изменения затронули не только внешний облик, надеюсь больше сюрпризов не будет.

Побродив по дому, я нашёл в кладовке школьный рюкзачок весёленькой аляповой расцветки с блёстками, после чего вздохнул и смирился с тем, что есть. Найду ведь получше – возьму её. Пока годится и то, что есть. После осмотра и примерки, потратил ещё немного времени, чтобы подогнать вещь, чтобы одевать на грудь, а не на спину, после чего отправился мародёрствовать – собирать продукты и полезные вещи в дорогу. Пара ножей, ножницы, иголка и нитки, изолента, плоскогубцы и молоток, немного гвоздей, консервы и бутылка газировки – всё запихал в рюкзак и пожалел, что такой маленький. В уме появилась идея как его можно модернизировать, но я от неё отмахнулся – делать нечего как возиться с этим.

На улицу я вышел «совсем другим человеком». Жалел только об отсутствии огнестела, но при моих габаритах даже простой пистолет будет казаться мега-бабахалой или каким-нибудь болтером. М-да, можно радоваться, что я оказался не в мире вечной войны. Там меня расстреляли бы как мутанта в мгновение ока или сожгли как еретика. Или поймали бы и пытали в удовольствие. Или насиловали до смерти. Да там тысячи возможностей умереть самой мучительной смертью.

«Уф, разве это называется позитивным мышлением? Почему у меня настроение не поднялось, а испортилось?» – Я с лёгким раздражением пнул садового «гомика» от чего он улетел на проезжую часть.

«Ого, а я сильный. Сильный? Стоп, неужели у меня есть суперсилы? Может быть я ещё и летать могу, не зря же у меня теперь крылья есть?» – Мелькнула в сознании догадка, которую я поспешил проверить. Увидев обломок кирпича от соседнего полуразрушенного от влетевшего в здание грузовика, я подбежал и взял его, взвешивая в руке.

«Хм, вроде не тяжёлый, хотя вес и инерция чувствуется», – я взвесил находку в руке, после чего бросил, постаравшись вложить в бросок все силы. – «Ять! Я сильный, но лёгкий».

Меня отбросило как ракету реактивной струёй. Куда и как далеко улетел кирпич я не увидел, но точно дальше, чем я рассчитывал. Крылья меня не удержали, и я упал на спину, кувыркнувшись после на живот.

«Попытка намба ту», – Я вновь взял осколок, в этот раз полегче и постарался кинуть его просто вверх по широкой дуге, чтобы меня не отбросило назад, встал поближе спиной к ближайшей машине и расставил по шире крылья для равновесия. «И р-раз! Вау!» – Кусок камня улетел ввысь как из катапульты, разве что звуковой барьер не преодолел. «Олимпийской бросок. Хорошо пошёл. Надеюсь, я ни в кого не попал», – я проводил обломок взглядом и на несколько секунд обалдел от своего острого зрения. Настроение от мысли, что у меня теперь «глаз как орла» прыгнуло до отметки «четвёртого неба» от счастья, после чего я с некоторым весельем отправился по улице, насвистывая весёлый мотивчик.

Заряда веселья хватило ровно до следующего квартала, где я увидел разбившуюся всмятку машину. Словно она упала с сотого этажа на крышу. Вместе с пассажиром. Красная кровь на снегу вызвала приступ паники и страха: это всё взаправду!

Надо валить из города? Или найти домик поудобнее и прятаться там, пока... Пока что? Пока меня не найдут? Но спасут ли? Спасут от кого? Мне сейчас ничего не угрожает. У меня есть еда, вода, я здоров и цел, у меня есть суперсила или типа того. Я могу за себя постоять. Зачем мне куда-то идти? Прятаться и бомжевать в руинах? А есть иные варианты?

Я остановился и впал в странное состояние близкое к трансу или скорее медитации, когда ты усиленно обдумываешь какую-то проблему, но в этот раз всё было несколько иначе. Вероятно, на это было частью моих новых талантов. Я не просто обдумывал варианты, что делать, а моделировал будущее, своего рода прогнозирование. Словно компьютер, я подбирал вариант за вариантом, отсеивая нежизнеспособные, вырабатывая стратегию поведения. Я отвлёкся только, почувствовав головную боль. Телу было жарко, во рту ощущалась сухость, а сердце колотилось как сумасшедшее. Судорожно достав из рюкзака бутылку газировки я разом её выпил. Фух, полегчало. А супер-способности похоже имеют оборотную сторону. Нужно будет в будущем внимательнее относиться к себе.

Зато я теперь более или менее чётко представляю, что мне делать. Первым делом нужно выяснить где я. Пусть я уверен, что не в своём мире и даже где-то в Америке. Может я в США или Канаде, или чёрт знает ещё какой стране. Потом нужно выяснить, что вообще происходит. Вдруг тут вторжение инопланетян или в девочек с крыльями вроде меня и стреляют на поражение. А может наоборот, меня обяжут бороться с врагом, заставят ходить в школу и пилотировать огромных боевых роботов. В любом случае, нужно определить социальный статус в глазах других людей, после чего определится дальнейшие варианты действий.

Электричества нет, но в доме, где я был, было тепло. Это значит, что апокалипсис или что тут случилось, произошёл сравнительно недавно, можно сказать только-только начался. Это в свою очередь означает, что надо успевать действовать. Найти генератор или ещё подключённое к сети здание и попытаться выйти в интернет. Вдруг нужно вовсю рвать когти из города, так как тут радиация или чума, которую вот-вот зачистят тактическим термоядом?

Пройдя несколько кварталов, я вышел к перекрёстку, где небольшой горкой валялись автомобили. Но не это заинтересовало меня, а БТР, что была раздавлена ими. Кто-то или что-то сбросило на бронированного шестиколёсного монстра один грузовик, четыре легковушки и один леднкрузер. И кидали не просто так, а в солдат. Так и есть, американцы (U.S.A), разносчиков демократии прихлопнули и меня это никак не радует. Словно Магнето или кто-то из телекинетиков Альфа-класса решил повоевать с армией и вполне успешно. Оружие меня заинтересовало, но подходить к трупам не очень хотелось. В сознании промелькнули картинки смерти людей, я словно видел вживую, как упали машины и кого убили первым. Это было жутко, это было страшно. Я поспешил покинуть перекрёсток, не желая более ощущать это.

Заметив более или менее уцелевшее кирпичное здание в шесть с лишним этажей в высоту, я решил залезть на его крышу и посмотреть в высоты на окрестности. Лифт не работал, пришлось подниматься по лестнице, похрустывая битым стеклом и каменной крошкой. Кажется, это было офисное здание, было такое не то ощущение, не то уверенность. Это было странно.

С крыши открывался «чудесный» вид. С одной стороны, весьма живописная местность, без холмов, справа и слева виднеются замёрзшие озёра с частично покрытым снегом льдом. С другой строны, картины массовых хаотичных разрушений распространялась, наверное, на весь город. Разве что белый капитолий, словно, ассоциирующийся с «белым домом», который так любят взрывать пришельцы был целым или почти целым. Столбы чёрного дыма были видны то тут, то там, информируя о множестве разрозненных очагов возгорания.

«Что здесь произошло?» – Я старательно анализировал информацию, которая поступала через органы чувств и откуда-то ещё.

На военные действия не похоже. Следов массовой гибели людей я тоже не заметил. Было предупреждение? Виду несколько красно-белых вертолётов, что летают в отдалении. Событие произошло недавно. Была эвакуация? Угроза... Не понятно. По городу словно Годзилл прошёлся, но как-то странно, не оставляя следов на земле. Угроза пришла с воздуха? Не ракетный обстрел, что-то другое. Кто-то или что-то разбрасывался автомобилями, грузовиками и... кусками зданий?! Безумие! Нет, я не о самой ситуации, хотя и о ней в целом. Безумие чувствовалось, как некий... поражающий фактор?

Я потряс головой, отбрасывая прочь странное чувство, продолжая наблюдать и анализировать.

Нечто, возможно, пришло с воздуха. Словно Магнето или Феникс учинило массовые разрушения и хаос, после чего ушло? Неужели я очутился в мире комиксов? Не помню, чтобы там учиняли в США подобные разрушения и хаос. Хотя, может быть я не в «каноне»? Это многое бы объясняло бы, да и те постеры с супергероями... обретали бы новый смысл. Не герои фильмов или комиксов, а реальные люди? И я теперь один (одна) из них?

Нет. Не хочу. Это неправильно. Я жил спокойной, относительно, мирной жизнью и... почему я?! Да, почему я! Не кто-то другой, а я! Что это за шутка такая? Случайность или чья-та злая воля? Я не хотел быть супергероем. И суперзлодеем, пожалуй, тоже. Это же смешно и абсурдно. Суперсилы – это круто, но бегать в масках и творить всякую дичь. Немного бессмысленно. Как и вся жизнь. То есть, возможно, это весело и прикольно, но разве нельзя найти суперсилам иное применение?

Ладно. Допустим это не Конец Света, просто локальная стычка супергероев или суперзлодеев. Чёрт, не верю, что думаю об этом всерьёз. Всё выглядит таким реальным. Хотя о чём это я, у меня же теперь на шесть конечностей больше. Ладно, супергерои тут, похоже, есть. Думаю, стоит выйти на контакт и сказать «привет», может меня примут в команду, а не пустят на опыты. Если не получится, то придётся выживать собственными силами.

Своим острым зрением я заметил одну из автострад, заполненных машинами и людьми, что медленно двигались, полагаю, прочь от города. Оценив расстояние и направление, я спустился вниз и пошёл в выбранном направлении, не отвлекаясь и не отклоняясь от курса.

Посматривая в воздух, я не заметил приближения бомбардировщиков или крылатых ракет с ядерными боеголовками. То есть, вряд ли я смогу вообще это заметить, но опасение в зачистке под ноль «заражённой территории» у меня присутствовали. Голливудские штампы или нет, но я испытывал странный дискомфорт, когда думал, что могу оказаться в радиусе ядерного взрыва. Даже не эпицентра, просто в зоне поражения. Одной только вспышки достаточно, чтобы ослепить и вызвать ожоги кожи, а то и вовсе заживо сгореть или свариться, даже выжив, шанс погибнуть от ионизирующего излучения всё ещё остаётся крайне высоким.

Потребовалось пол часа, чтобы добраться до более оживлённых улиц. Я шёл, стараясь не сильно обращать внимание на окружающих, но держаться на расстоянии. Меня замечали, и реакция была разной. Кто-то игнорировал, кто-то показывал пальцем, кто-то пытался убежать прочь, кто-то просто смотрел, но никто не спешил приблизиться. В целом, я оценил реакцию как положительную. Во всяком случае, в меня не начали стрелять, когда я прошёл мимо двух явно военных с автоматами. Ну, как прошёл. Вышел из-за угла одного из зданий, а там они идут.

Из-за масок, я не видел лиц, но думаю, парни испугались меня не меньше, чем я их. Они нацелили на меня оружие и остановились, однако не стреляя. Только попытались связаться с кем-то по рации. Я лишь растерянно помахал им рукой, поспешив скрыться за следующим зданием через улицу.

Успел пройти всего пару кварталов, как из-за очередного поворота на меня вышел он. Это был какой-то мужик в экзоселете. Нет, не таком крутом, как в крайзисе или как у Тони Старка, скорее это был именно «обычный» военный экзоскелет: гидравлика на каркасе, броневые щитки и внушительный рюкзак на спине. Точнее, это был не столько рюкзак, сколько металлический элемент экзоскелета. Я не эксперт, но странное чувство подсказало мне, что там находится силовая установка для приведения всей конструкции в действие. Но это было не столь важно.

- 9416

Симург - бессмертная птица, гнездящаяся в ветвях Древа Познания. Бертон приравнивает ее к скандинавскому орлу, который, согласно Младшей Эдде, наделен всезнанием и гнездится в ветвях Вселенского Древа, называемого Иггдрасиль.
В «Талаба» (1801) Саути и в «Искушении святого Антония» (1874) Флобера упоминается Симург Анка. Флобер низводит его до положения слуги королевы Белкис и описывает как птицу с оранжевым металлическим оперением, с человеческой головкой, с четырьмя крыльями, ястребиными когтями и огромным павлиньим хвостом. В первоисточниках Симург - особа более важная. Фирдоуси в «Книге о царях», где собраны и переложены в стихи древние иранские легенды, называет его приемным отцом Заля, отца героя его поэмы. Фарид‑ад‑Дин Аттар в XIII веке возвышает его до символа или образа божественности. Это изложено в «Мантик‑аль‑Тайр» («Беседе птиц»). Содержание аллегории, состоящей из примерно четырех с половиной тысяч двустиший, прелюбопытно. Обитающий где‑то далеко царь птиц Симург роняет в центре Китая великолепное перо; птицы, которым постыли раздоры, решают отыскать его. Они знают, что имя царя означает «тридцать птиц», знают, что его дворец находится на Кафе, горе, или горной кольцевидной гряде, окружающей землю. Вначале некоторые птицы выказывают малодушие: соловей ссылается на свою любовь к розе; попугай - на свою красоту, ради которой он должен жить в клетке; куропатка не может расстаться со своими холмами, цапля - с болотами и сова - с развалинами. В конце концов они пускаются в дерзновенное это путешествие; преодолевают семь долин или морей; название предпоследнего из них «Головокружение», последнего - «Уничтожение». Многие паломники дезертируют, другие погибают при перелете. Тридцать же, достигших благодаря своим трудам очищения, опускаются на гору Симурга. Наконец они ее узрели, и тут они понимают, что они‑то и есть «Симург» и что «Симург» - это каждая из них и все они вместе.
Космограф Аль Казвини в своих «Чудесах творения» утверждает, что Симург Анка живет семьсот лет, и когда у него подрастает сын, отец разжигает костер и бросается в огонь. Как отмечает Лейн, это напоминает легенду о Фениксе.

Симург - священная птица зороастризма, один из древнейших символов иранской культуры. Симург является символом бессмертия, свободы духовного от земного, божественности, духовной мощи, победы духа над злом и смертью. Симург - посредник между небесным и земным миром. По древнему зороастрийскому поверью, Симург переносит души праведников в рай. Симург - вестник богов, пророк, вещая птица, предсказывающая будущее и знающая язык небес. Симург учит людей правде, добру и справедливости, приходит им на помощь в трудную минуту, передает древнюю мудрость, залечивает раны, спасает в трудные минуты иранских богатырей, борющихся со злом.

Симург – вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).

На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург – положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, – например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, – таинственная птица проживает на горе Каф – горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.

Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».

В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.

Птицам открывается, что шах Симург – это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски – тридцать, «мург» – птица.

Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого Бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.
(Навои, «Язык птиц»)

Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме – город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), – в классической восточной поэзии Мани – образ гениального художника.

Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении