Бизнес идеи с нуля

Основные этапы производства печатной продукции. Этапы производства печатной продукции. Становление фотографической техники и технологии

Лекция 1 Общее понятие процессов издательско- полиграфического производства 2012 г.

Вопросы для рассмотрения:

Что такое процессы. Процессы создания изделия. Производственный процесс

Полиграфический процесс Режимы технологического процесса

Технологический процесс Допечатное производство

Печатное производство Брошюровочное производство

Переплётное производство Отделочное производство

Каждое предприятие СМИ обязано обеспечить своевременный выпуск высококачественной продукции в запланированном объёме. При наименьших затратах: трудовых, материальных и финансовых. Эту задачу можно решить только при рационально организованном производственном процессе.

Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных трудовых и технологических процессов направленных на получении обработку и передачу необходимой информации. Основная задача организации производственного на каждом предприятии заключается в обеспечении эффективного взаимодействия производственной деятельности процесса работающих по превращению предметов труда в готовую продукцию. Информация является тоже товаром, так как она подлежит купле - продаже.

Производственный процесс – совокупность трудовых и естественных процессов, в результате которых первичные разрозненные данные превращаются в систематизированную массовую информацию.

Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – готовая продукция в виде письменного, иллюстрационного, смешанного, визуального, аудио, аудиовизуального материала.

Средства труда подразделяются на орудия труда и материальные условия труда. 1. Машины, механизмы, инструменты (шариковая ручка, диктофон, фотокамера, компьютер, радио, частотный диапазон волн). 2. Материальные условия труда: помещения, склады, транспортные средства, рабочее место.

Труд. Целенаправленная деятельность журналиста связанная с превращением первичной разрозненной информации в систематизированную целенаправленную и адаптированную для конкретного вида воспроизведения на различных носителях (передатчиках). Такая информация является готовым товаром (продуктом), который подлежит купле-продаже.

Информация не является материальным объектом, но она подлежит купле продаже (обмену) и поэтому является вещественно необходимым рыночным продуктом, который материализуется в конкретные материальные ценности.

Основные процессы издательско-полиграфического производства

Книгопечатание это комплекс производственных операций, осуществляемых с целью изготовления печатной книги.

Полиграфический процесс заключается в создании идентичного оригиналу изображения из красочного слоя и в передаче его на запечатываемый материал, с последующей обработкой оттисков в соответствии с требованиями заказчика.

Основной общей задачей процесса печати является массовое воспроизведение с необходимой точностью информации, находящейся на печатной форме.

Производственный процесс – общее понятие всех действий и процессов, связанных с изготовлением продукции. Производственный процесс, обобщает и увязывает все поэтапные отдельные технологические процессы, происходящие (осуществляемые) на каждом этапе производства в единый законченный этап выпуска продукции.

Технологический процесс регламентирует изготовление продукции на каждом этапе производства. Технологический процесс, является основным по превращению материалов, которые используются в производстве в законченную на данном этапе продукцию. К примеру – при наборе текста законченным технологическим процессом, на данном этапе является вывод на принтер кальки, плёнки или бумаги с текстом. Для печатного цеха законченным технологическим процессом является получение оттиска. Информация на дискете, диске, фотоформа или печатная форма на каком-то своём этапе производства является законченной товарной продукцией.

Режим технологического процесса это точно установленный порядок и условия проведения процесса. На точность воспроизведения многоцветных оригиналов большое влияние оказывают свойства бумаги, её пористости, белизна, непрозрачность и другие.

При изготовлении любой продукции используются два процесса, общий производственный и регламентирующий – технологический. Вся технология изготовления полиграфической продукции состоит из последовательно проведённых процессов, расходных материалов и комплекта производственного оборудования.

Составной частью операционного технологического процесса является определённое количество поэтапных операций. Количество технологических операций выполняемых при изготовлении продукции зависит от характера, назначения и вида самой продукции. При изготовлении каждого вида продукции с учётом имеющегося оборудования на каждом предприятии применяются свои технологические схемы, регламентирующие проведение технологического процесса. Единой типовой схемы регламентирующей технологический процесс для всех предприятий не, и не может быть. Все полиграфические предприятия принимают за основу, типовую схему процесса изготовления продукции. Режимы технологического процесса, также как и схема его, могут изменяться в зависимости от характера продукции и условий организации технологического процесса. Разработка технологических режимов, по существу является детализацией разработки схем технологического процесса.

Разработку проекта технологического процесса начинают с определения требований которые предъявляются к изданию, с учётом получения высококачественной продукции и наименьшими затратами труда и материальных средств. При составлении производственного процесса необходимо иметь ответ на ряд вопросов. Тип продукции? Формат продукции? Объём выпуска продукции? Возможное оформление? Вид и способ печати? Иллюстрационное и шрифтовое оформление? Основные и вспомогательные материалы? При выборе схемы технологического процесса определяют не только состав операций и технологические маршруты, но и порядок выполнения отдельных операций. Расчёты технологического процесса необходимы для определения наиболее выгодных условий его проведения, планирования сроков изготовления тиражей, определения количества материалов и определения экономических показателей. Современный технологический процесс, невозможен без механизации и автоматизации, и в последнее время без компьютеризации. Все единицы оборудования предназначены для выполнения определённого технологического процесса. О качестве работы и целесообразности машины судят по тому, как хорошо они конструктивно приспособлены для выполнения данного процесса. Производительность машины оказывает первостепенное влияние на продолжительность изготовления продукции и производительность труда.

Полиграфическое производство представляет собой многообразие процессов выполняемых при изготовлении печатной продукции.

Основная технологическая схема изготовления полиграфической продукции на полиграфическом предприятии может быть представлена в следующем виде.

Полиграфическое производство включает комплекс технических средств используемых для:

1. Получения первичной информации, из различных источников, обработка полученной информации. Создания изображения в текстовой или изобразительной форме,

2. Подготовка к печатному воспроизведению, изготовление печатной формы. Собственно печатание тиража,

3. Выполнения брошюровочно-переплётных и отделочных процессов.

А. Допечатное производство От авторского оригинала до изготовления фотоформ. Работа с поступившей информацией. Наборные процессы. Обработка иллюстрационного изображения. Фотографические процессы. Цветоделение, растрирование. Изготовление негативов или диапозитивов. Монтаж и изготовление фотоформ.

К допечатным процессам относят все виды полиграфических работ, совершаемых до поступления издания в типографию на печать. В число этих работ входит: подготовка текста (набор, правка, редакция), обработка изображений, верстка полос, цветоделение, производство макета, монтаж полос производство печатной формы, печать пробных копий издания. На завершающем этапе допечатных процессов создаются фотоформы, либо результаты полиграфической деятельности фиксируются на электронном носителе.

Большинство работ по допечатной подготовке выполняют предприятия, предоставляющие полиграфические услуги. Завершают допечатный процесс уже в типографии, создавая печатные формы для производства тиража.

Одна из задач допечатной подготовки издания – выявить все возможные ошибки, во избежание их попадания в готовую продукцию. На заключительных стадиях подготовки макет издания в обязательном порядке проходит утверждение заказчиком.

Основное технологическое оборудование: компьютеры, оснащённые программным обеспечением. А также сканеры; принтеры (лазерные, матричные); фотонаборное оборудование, копировальные рамы проявочные установки.

При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати), послепечатные процессы.

Рассмотрим, как эти процессы изменялись с течением времени.

Набор. Начиная с древних времен (Китай, VIII в. н. э.) и доXVвека набор осуществлялся вырезанием в каменных плитах (литография) или в деревянных досках (ксилография) полного текста страницы, включая и изобразительное оформление. Способ этот был трудоемким. Плиты и доски быстро приходили в негодность, в связи с чем нужно было их возобновлять.

С изобретением И. Гуттенбергом отдельных литер изменился характер набора - теперь отпадал трудоемкий процесс вырезания текста в камне или дереве. Литеры были металлическими, поэтому они могли выдержать печать большого тиража. Принципиально этот процесс не изменился с изобретением линотипа. Текст, предварительно отпечатанный на пишущей машинке, снова набирался с клавиатуры линотипа и превращался в отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной поверхностью. Затем эти металлические строки вставлялись в т. н. кассы, и таким образом получался образ целой страницы.

Появление компьютеров в корне изменило процесс набора. Хотя он и осуществляется с клавиатуры так же, как и при помощи линотипа, дальнейшая судьба набранного текста существенно отличается.

Воспроизведение изобразительных материалов. Использование изобразительных материалов, по-видимому, началось лишь в раннем средневековье. Да и то это были в основном буквицы, узорные заставки. Они вырезались в камне или в дереве одновременно с текстом.

С изобретением И. Гуттенбергом печатного станка ввод изобразительных материалов принял форму изготовления клише. В дальнейшем принципиально эта форма не менялась, менялись только технологии изготовления клише. Их вырезали на металлических пластинах на копировальных станках по типу токарного, изготавливали фотохимиографическим способом с дальнейшим тиражированием (пластмассовые клише).

Компьютерные технологии позволили отказаться от клише. Сегодня изобразительные материалы, будь то элементы оформления страницы, штриховые, черно-белые или цветные фотографии, помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.

Макетирование. В докомпьютерную эпоху процессымакетирования иверстки были разделены. Макетирование - это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

Макетирование происходило в редакции.

Верстка - это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процессверстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессоммакетирования .

Перенос изображения на бумагу (печатание). По определению печатание - это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал, как правило, на бумагу.

Полиграфическое исполнение издания - изготовление материального объекта с использованием ряда полиграфических процессов: допечатных, печатных (способ высокой, плоской, глубокой или трафаретной печати), брошюровочно-переплетных и отделочных. Уровень полиграфического исполнения издания во многом определяет его качество.

Печатная краска - это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.

Печатная форма - это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено, как правило, на бумагу.

Печатающие элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или на промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.

Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску и, следовательно, в процессе печатания не передают элементы изображения на бумагу.

Чем резче и четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания (разрушения) этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.

В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный.

Послепечатные процессы. Сюда относятсяброшюровочные процессы -сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы - лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).

Контрольные вопросы:

    Что изобрел китайский ремесленник Би Шен?

    Кто придумал первый печатный станок?

    Кто впервые начал печатать славянские книги кириллическим алфавитом?

    Чем прославился Иван Федоров?

    Что такое литография?

    Что такое ксилография?

    Что такое инкунабула?

    Кто изобрел линотип?

    Для чего предназначен линотип?

    Чем отличаются процессы макетирования и верстки?

    Что такое печатная форма?

    Что включают в себя послепечатные процессы?

Допечатная подготовка


Процесс производства печатной продукции разделяется на три стадии: допечатная подготовка, печатные процессы и послепечатная обработка.

Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража.

Информационное содержание и профессиональное графическое оформление печатной продукции одновременно являются основой и для публикаций в области электронных средств информации, например, домашних страниц в Интернете или в форме CD ROM. Поэтому кроме понятия "допечатные процессы" появилось понятие о домедийной подготовке – premedio. Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображения, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации. Как представлено на рис. 1-1, собственно допечатным процессам может предшествовать подготовительный этап домедийной подготовки.

В допечатных процессах произошли значительные изменения, связанные с переходом от традиционных к цифровым технологиям. Тем не менее, в течение пока непродолжительной переходной стадии фотоформа как носитель информации используется еще многими предприятиями. В книге описываются обе допечатные технологии и традиционные допечатные процессы

Технология набора

Исходной информацией для набора является авторская рукопись. Однозначность и отсутствие ошибок в тексте являются более важными, чем формальные и эстетические моменты его оформления. Необходимую корректуру лучше всего проводить при подготовке рукописи. В целях унификации корректура должна осуществляться в соответствии с инструкциями, ее регламентирующими (например, в соответствии с DIN 16511 или ISO 5776).

Ввод текста – первый этап процесса изготовления набора (раздел 1.1). Все чаще эту работу выполняет автор. Так как оборудование и программное обеспечение для обработки текстовых данных на компьютере весьма разнообразны, в типографии может возникнуть проблема совместимости массивов данных, полученных из разных источников. Поэтому полиграфические предприятия должны иметь большое количество программ (фильтров импорта) для преобразования документов, поступающих в разных цифровых форматах, в приемлемую для последующей обработки форму. После ввода текста следует его обработка, которая реализует особенности оформления, заданные макетом, таких как выбор шрифта и его кегля, длины строк, окон для последующего включения иллюстраций и т.д. . Особенности макета задаются автором и издательством или согласовываются совместно автором, издательством и типографией.

После обработки следует вывод текста (раздел 1.2). Оформленные текстовые блоки отображаются на пленке или бумаге. В этом виде они подлежат верстке, т. е. объединению с полутоновыми изображениями и графикой, и, в итоге, получаются сверстанные полосы. Если вёрстка текстовой и изобразительной информации выполняется электронными способами, то на фотопленку или бумагу выводится готовая полоса. Цифровые данные полос являются необходимой исходной точкой для осуществления дальнейших процессов вывода информации, например, по технологиям "Компьютер – фотоформа", "Компьютер – печатная форма" и цифровой печати DI и т.п., или для использования в электронных средствах информации.

Корректура экспонированного набора является трудоемким и дорогостоящим процессом, поэтому ее следует по возможности избегать. По этой причине в процессе работы до вывода текста на фотопленки, формный материал или на печать в цифровой машине многократно выполняется корректура, с помощью распечатки на бумаге текста обрабатываемого в цифровом виде. Авторская корректура проводится в гранках, доставляемых автору. После выполнения корректуры следует верстка полос. Правильное размещение иллюстраций, расположение подписей, наличие сносок, ссылок на другие страницы, колонтитулов и колонцифр – это главный предмет процесса корректуры при верстке.

Рукопись

В классическом смысле рукопись – это написанный от руки текст, который в полиграфически воспроизведенной форме должен появиться на оттиске. Чем меньше в рукописи ошибок и чем четче она написана, тем быстрее и безошибочнее может произойти последующий ввод оператором ее содержания с клавиатуры. Автор должен сдавать рукопись в типографию в законченном виде. После этого не должно вноситься в содержание значительных дополнительных изменений.

Сегодняшние программные средства позволяют вести разнообразную подготовку и обработку текста. С их помощью легко заверстывать в текст таблицы, графики, рисунки. С помощью программных средств хорошего результата в манипуляции текстом могут достичь и непрофессионалы, каковыми в большинстве своем являются авторы. В настоящее время в типографии от них поступают распечатки текста на бумаге и носители с его электронной версией.

Ввод текста

На предприятии или в организации, выпускающих печатную продукцию (чаще всего в издательстве или в отделе допечатной подготовки), перед набором рукопись сначала попадает на вычитку. На этом этапе в рукописи выполняются необходимые исправления, а также добавляются технические указания по набору, определяются размеры шрифтов для основного текста, заголовков, выделений, сносок и указания по монтажу, касающиеся вставок иллюстраций, абзацных отступов и т.д.

На этапе ввода текста он преобразуется в компьютере в цифровые данные. Ввод текста выполняется в основном с клавиатуры, а также с помощью OCR технологий (оптического считывания) или реже посредством речевого ввода.

Клавиатурный ввод

Текст вводится с помощью клавиатуры в виде бесконечного текста до конца абзаца или до соответствующего наборного знака. Разбивка строк сначала не проводится. Тем самым создается предпосылка для автоматической "выключки" текста, что означает получение строк в виде отрезков заданной длины. Кроме того, текст в процессе корректуры может автоматически "течь", т.е. строка, начиная с исправленного места, перевыключается и далее будет соответствовать заданному формату. Процесс идет вплоть до конца абзаца. Применяемая для ввода текста клавиатура является частью периферийного оснащения компьютеров.

Сегодня одной из наиболее часто используемых программ ввода и обработки текста является Microsoft Word. С ее помощью тексты, набранные и сохраненные на носителе данных, могут далее без проблем использоваться в технологическом процессе. Известны и другие пакеты, например Word Perfect и Macintosh Word. Для набора научных текстов с формулами и специальными знаками особенно подходят программные продукты TEX.

Указания по оформлению текста должны быть ограничены в рукописи характеристиками заголовков, абзацев, порядком расположения иллюстраций, если они помещаются в определенном месте текста, а также необходимой разметкой начала новой страницы (предпочтительнее – правой).

Автор может передать текст издательству или типографии через сеть данных (например, по электронной почте через сеть ISDN). Это экономит время и повышает актуальность информации. Коммуникации служат, главным образом, для общения автора и издательства. Для этого определяются форматы данных, протоколы и интерфейсы взаимодействия.

Ввод при помощи оптических методов (OCR)

С помощью технологии OCR (Optical Character Recognition – оптическое распознавание знаков) текст, представленный в рукописной или машинописной форме, преобразуется в цифровую форму и тем самым становится пригодным для обработки. Сначала в "процессе отображения" документа, находящегося на бумаге, осуществляется его ввод оптоэлектронными считывающими системами. Документ предстает в виде битовой карты. В дальнейшем битовая структура знака конвертируется в текстовый код .

В процессе считывания документ сканируется и описывается определенной матричной структурой. Значения яркости и цвета каждой точки матрицы записываются в цифровой форме. Чернобелые документы при сканировании описываются одним битом информации на точку изображения. При сканировании цветных оригиналов с разложением на 4 краски необходимо использовать до 32 бит на точку. Разрешение устройств, осуществляющих сканирование, определяет, насколько точно считанное изображение соответствует оригиналу. Для большинства текстовых оригиналов разрешение 300 dpi позволяет получить высокую надежность распознавания знаков при использовании процессов OCR (кегль шрифта, начиная примерно с 4 мм, в зависимости от четкости начертания элементов шрифта). Иллюстрации и текст, набранный шрифтами малых кеглей, требуют разрешения считывания 600 dpi. Для цифрового представления изображения обычно используют формат TIFF (Tagged-Image File Format). Процесс OCR охватывает 5 этапов:

идентификация текстовых и иллюстрационных блоков с исключением последних;

распознавание знака при помощи анализа его формы и сравнения с характерными признаками эталона; идентификация слова с помощью массивов словарей;

корректура нераспознанных слов или знаков путем отображения их на экране с подтверждением или исправлением оператором;

форматирование данных в одном из форматов для вывода, например, ASCII, Word, RTF или PDF, а также запись данных для сохранения (форматы данных).

В результате использования способа OCR текстовая информация преобразуется в цифровые данные, пригодные для последующей компьютерной обработки, подобно тексту, введенному с клавиатуры.

Технология OCR чаще всего используется для распознавания машинописных авторских оригиналов, для создания банков данных переиздаваемых книг, доступных только в виде предыдущих изданий. Доля ошибок оборудования OCR составляет менее 1%. При загрязнении оригинала, плохо пропечатанных знаках или наличии пятен на оригинале количество ошибок увеличивается. В таких случаях более эффективным может оказаться клавиатурный ввод. Критериями выбора того или иного метода распознавания являются шрифты оригинала, необходимая скорость распознавания, объем и качество словаря, используемые форматы данных и, естественно, цена. Распространенные в настоящее время программные продукты для реализации OCR – это, например, Omni-PagePro (Caere Corp.), Optopus (Makrolog GmbH), Adobe Capture (Adobe Systems).

1. Прием рукописи

Прежде всего, издательство должно установить правила оформления рукописей для своих авторов и опубликовать их. Во всяком случае автор должен знать о них до сдачи своей рукописи в издательство. Среди требований к автору на этом этапе: количество сдаваемых экземпляров рукописи, правила оформления текста (лучше всего сразу в соответствии с ОСТ 29. 115-88 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования), при необходимости -документы, связанные со спецификой текста - Акт экспертизы об отсутствии в тексте сведений, разглашающих государственную или иную, охраняемую законом тайну, какие-либо письма, справки, отзывы. Рукопись регистрируется в специальном журнале, автору выдается расписка о приеме. На рукопись заводится “дело”, первым документом которого становится расписка на ее получение, а вторым - карточка движения рукописи

2. Предварительное изучение и оценка рукописи

Принятую в издательство рукопись рассматривает главный редактор и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства (редактор, заведующий редакцией, главный редактор) при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, соответствует ли данная рукопись тематике и творческим планам издательства в принципе. 3. Рецензирование рукописей

Рукописи, прошедшие редакционную подготовку (см. п. 2) и включенные в план редподготовки издательства, подвергаются более глубокой, тщательной оценке, которая окончательно должна решить вопрос об издании. Для этого рукописи подвергаются рецензированию.

4. Тематическое планирование

Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.

План выпуска литературы - это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.

В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда - планируемый тираж.

5. Производственное планирование

Основные показатели производственной деятельности включают:

Число наименований (названий) книг или других единиц издатель ской продукции,

Количество учетно-издательских и печатных листов в год,

Средний объем выпускаемых книг,

Средний тираж.

6. Редактирование литературное

Редактирование - многозначное понятие, в нашем случае- часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях.


Первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, орфографии и пунктуации и т. п.

7. Научное и специальное редактирование

Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и не возникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы.

8. Корректорская работа

Корректура (от латинского сorrektura - исправление, улучшение) -стадия производственного процесса издания книг. газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. Корректорская работа - весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки, снижающие восприятие текста в готовом, вышедшем в свет произведении Работа по корректуре одного и того же произведения ведется вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, корректор читает готовый сигнальный экземпляр книги с целью перед выпуском ее в свет выявить ошибки.

9. Художественное и техническое редактирование

После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением и техническим редактированием произведения. На этом этапе художественный редактор совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Если издание обильно иллюстрировано, требуется изготовление художественного макета. В работе принимают участие художники, выполняющие в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления.

Наряду с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других полиграфических элементов, размещение текста и иллюстраций на каждой полосе.

10. Подготовка рукописи к набору

Работа над рукописью в издательстве - редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Специалист производственного отдела, чаще всего технический редактор сводит все исправления, замечания, пометы вместе, складывает иллюстрации и другие сопутствующие рукопись материалы, оформляет технологическую спецификацию, сопровождающую заказ на полиграфическое исполнение.

Производится в типографии одним из способов, в соответствии с технологией полиграфического предприятия, либо в издательстве, на компьютерном комплексе. В настоящее время распространена практика подготовки сверстанного оригинала в издательстве. Тогда типография производит лишь печать и последующие производственные процессы.

После набора оттиски, независимо от технологии, в том числе компьютерные, передаются в производственный отдел и ведущему редактору. Первые оттиски после набора, называемые корректурными оттисками, читают одновременно редактор, корректор и автор, после чего все поправки и возможные изменения сводятся вместе корректором и передаются в типографию или оператору компьютера в издательстве. Если набор ведется в типографии, то, как правило, корректуру читает еще и корректор типографии.

12. Печать

После исправления корректуры (при необходимости она дублируется, делается так называемая “вторая корректура” и даже “третья корректура”- при повторении большого количества ошибок) типография приступает к печати тиража изготавливаемого издания. Для этого окончательный вариант корректуры, подписанный главным редактором (или директором) издательства и автором с визой “в печать” передается в типографию с окончательным уточнением цифры тиража, сорта бумаги и пр. Одновременно в этой или другой (вследствие специфики) типографии изготавливается обложка и какие-либо другие элементы, например, цветные вкладки, суперобложка и т. п.

13. “Чистые листы”. Сигнальный экземпляр.

Отпечатанные на весь объем и тираж листы сшиваются без обложки и передаются в издательство для контроля (профессиональный термин - “чистые листы”). Иногда вслед за этим, а нередко и вместо “чистых листов” в издательство передаются несколько экземпляров уже переплетенного, окончательно оформленного издания.

14. Изготовление тиража

После получения из издательства сигнального экземпляра с визой “в свет” типография печатает весь тираж заказанной продукции, о чем сообщает заказчику, который должен решить вопрос его распространения немедленно, вследствие дефицита производственных площадей.

15. Распространение тиража

Технологическая цепочка выпуска печатного издания, зависит от его типа. Как правило, современные редакции располагают собственными выводными устройствами - фотонаборными автоматами или лазерными принтерами - и доставляют в типографию готовые фотоформы. Если редакция располагает специально выделенным каналом связи, то в типографию отправляется файл печати, с которого изготавливаются негативы или диапозитивы.

Формные процессы

Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

Многостраничные издания обязаны предоставлять типографиям спусковой макет - эталон сверстанных полос издания с раскладкой их на печатном листе.

Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос, но, к сожалению, в России эта технология до сих пор по многим причинам «не прижилась». Ситуация абсурдная: во время допечатных процессов редакции стараются экономить минуты и даже секунды, затрачивая материальные ресурсы на приобретение самого современного оборудования и на высококвалифицированных (а следовательно, и высокооплачиваемых) специалистов, а в типографии во время монтажа полос теряются часы, так как данная операция производится по устаревшей технологии:

Первоначально фотоформы обрезают с четырех сторон на резаке;

Согласно спусковому макету делают разметку на миллиметровой бумаге;

Перфорируют прозрачную монтажную основу (астралоновые листы), накладывают ее на миллиметровку, чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки;

Далее астралон надевают на штифты монтажного стола и при помощи клейкой ленты (скотча) начинают склеивать фотоформы; после монтажа фотоформ для одной краски (если издание полноцветное) вся процедура повторяется для каждой последующей краски.



Произвести одинаково монтаж фотоформ для четырех красок невозможно, поэтому эффект «несовмещения» при ручном монтаже неизбежен. Применение электронного монтажа полос представляет собой еще один «своеобразный» этап макетирования: вместо отдельной страницы верстается целиком печатный лист. Если все параметры настроены правильно, эффект несовмещения исключается, кроме того, временные затраты на подготовку спуска полосы значительно сокращаются.

Для получения печатных форм смонтированные фотоформы размещаются на покрытой светочувствительным слоем печатной пластине. Засвечивание происходит в копировальной раме мощным источником света. Далее печатная пластина подвергается химической обработке.

Большинство изданий в настоящее время печатаются офсетным способом. В качестве формного материала обычно применяются алюминиевые, предварительно покрытые светочувствительным слоем пластины. Технология «Компьютер- печатная форма»

Первые опыты по экспонированию печатных форм лазерным лучом (СТР технологии) начались еще в 1981 г

Для того чтобы получить полиграфическую продукцию офсетным способом печати, должны быть осуществлены следующие операции

1. Набор текста.

2. Сканирование и обработка изобразительного материала.

3. Верстка.

4. Вывод цветоделенных фотоформ на фотонаборный автомат (экспонирование сверстанных полос с последующей химико-фотографической обработкой фотоматериала).

5. Получение цветопробных аналоговых отпечатков.

6. Монтаж фотоформ.

7. Изготовление печатных форм (засветка очувствленных" металлических пластин через фотоформы в копировальной раме.).

8. Печать тиража.

9. Послепечатные процессы.

Технология «Компьютер - печатная форма» позволяет исключить операции 4-6, так как лазерный луч воздействует непосредственно на печатную форму.

Очевидные преимущества технологии «Компьютер - печатная форма» заключаются в том, что оперативность подготовки печатной продукции существенно повышается из-за сокращения технологической цепочки производимых операций. В то же время качество оттисков возрастает

Печатные процессы

Получение идентичных оттисков с печатной формы на воспринимающей поверхности называется печатным процессом. Типографская краска наносится на печатную форму и, в зависимости от способа печати, прямо или косвенно переходит на бумагу под воздействием печатного цилиндра, оказывающего давление.

Для получения полиграфической продукции оптимального качества большое значение имеет правильный подбор полиграфических материалов: при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. В редакциях СМИ при подготовке сверстанных изданий на выводное устройство необходимо правильно заложить параметры точки растискивания, которая напрямую будет зависеть от впитывающей способности бумаги, чтобы растровые печатные элементы имели на оттиске заданную величину. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приведет к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Для каждого из способов печати применяются определенные краски и типы бумаг, все печатные СМИ стремятся к достижению оптимального результата при одновременном снижении себестоимости тиражной продукции, поэтому знание свойств полиграфических материалов, возможностей печатных машин и соответствующих этому характеристик допечатной подготовки необходимы руководству и техническим службам изданий всех типов для успешной работы в условиях рыночной экономики.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении