Бизнес идеи с нуля

Владельцы маршрутов маршрутных такси. Бизнес на маршрутках, или как открыть "маршрутное такси". Реальные скрытые механизмы бизнеса

В больших городах городской транспорт не имеет возможности справиться с потоком людей, которые ждут автобус. Зачастую в таких городах начинают появляться «маршрутки». Маршрутка – это пассажирский автобус на базе цельнометаллического фургона. Вокруг этих маршруток ходит столько легенд и мифов, что иной раз теряешься, услышав со стороны несколько разных устойчивых мнений. Говорят, что маршрутчики – это одна банда, кто-то говорит, что это хорошо спланированный противовес городскому автотранспорту. Но самая обсуждаемая тема среди населения – это то, сколько зарабатывают водители маршруток. Некоторые говорят, что они (водители маршруток) почти миллионеры. А так ли это?

Как стать маршрутчиком

Стать маршрутчиком не так уж и просто. Это, конечно, не мафия, но определенный порядок там существует. И порядок этот одновременно выгоден и невыгоден нескольким категориям людей. Водителям маршруток невыгодно допускать на маршрут дополнительные машины, так как от этого возрастает конкуренция и уменьшается прибыль. А владельцам маршруток от этого прибыль есть. Во-первых, за вход на маршрут нужно платить. А во-вторых, владельцам наплевать на своих водителей. Конечно же, такие выводы делаются неспроста. Я, чтобы узнать правду, обратился к опытному маршрутчику и попросил его рассказать об их нелегкой доле. Сам герой, работает водителем более 10 лет и не так давно сам приобрел себе новую маршрутку. Итак, вот этот рассказ, разложенный по полочкам, как вопрос-ответ.

Почему в нашем городе так мало городских автобусов и так много маршруток?

На мой взгляд, все дело в строении улиц и проспектов. Весь город для удобства передвижения поделен на основные проспекты и пересекающие их. В итоге получается, что город как будто поделен на сетки. И небольшой маршрутке намного легче маневрировать в таком плотном потоке. А большой автобус просто не справляется с таким потоком и числом разворотов. Вот и получается, что автобусы ходят в основном только на самом главном проспекте, которые идет постоянно прямо и содержит в себе всего несколько поворотов и разворотов.

Правда ли, что маршрутчики зарабатывают миллионы?

Это не так. Водитель маршрутки зарабатывает за смену от 1500 до 3000 тысяч рублей. Все зависит от удачи и от времени. То есть в выходные сложно хорошо заработать, а вот в будни и праздники можно легко повысить планку.

Когда я пришел устраиваться водителем, мне повезло. Меня посадили не на мертвую машину. Мне достался Форд-Транзит, который в нашем городе занимает лидерские позиции по количеству автомобилей на маршруте. За три года я накопил денег на собственную машину и теперь работаю исключительно на себя.

Расскажите поподробнее про финансовую часть вашей работы

В будний день надо сдать план 3500 рублей. В принципе если ты работаешь грамотно, по времени и т. д. то ничего сложного нет. В выходные план снижают на полторы тысячи, то есть до 2000 рублей.

Помимо плана нужно заправить маршрутку. На топливо в день уходит примерно 1500 рублей. То есть в день нужно заработать 5000 рублей и только потом машина начнет работать на тебя. У нас в городе не так давно подняли стоимость проезда с 17 до 20 рублей и сразу убили двух зайцев. Во-первых, отсчитывать сдачу стало легче. Во-вторых, заработок немного, но поднялся. Итого, в день грязными выходит около 7000-7500 рублей. На руках остается 2-2,5 тысячи рублей.

А как вы заработали себе на автомобиль?

Конечно, такое решение пришло не просто так. Сначала думал очень много насчет этого, а потом решился. Поговорил с хозяином маршруток и попросил совета. Несмотря на то, что я бы стал его конкурентом, он дал мне много ценных советов. Один из них – никогда не переутомляться на работе. Если ты устал – едь домой и отсыпайся, решай свои проблемы. Но никогда не садись не выспавшимся или пьяным за руль, ведь ты отвечаешь за десятки людей.

А заработал своим трудом. Долго копил деньги (около трех лет), но цены на автомобили постоянно повышались. Даже были курьезы такие: беру выходной на работе. Собрал деньги, занял у кого мог, собираюсь выезжать и тут звонят дилеры и говорят, что машина подорожала на 50 тысяч рублей. Естественно, мне уже не хватает. И так несколько раз было. В итоге взял кредит и поехал за покупкой.

Взял себе Форд-Транзит, так как долго ездил на нем и знаю, как и что работает. К тому же автомобиль неплохо зарекомендовал себя. Кредит взял с запасом, поэтому сразу же застраховал автомобиль, купил магнитолу, зимнюю резину, чтобы не откладывать на потом и начал работать.

Теперь плана у меня нет, только 10 тысяч рублей в месяц отдаю хозяину маршрута за аренду. И теперь все, что зарабатываю это мое. Некоторые думают, что водитель сразу же начинает работать сутками, чтобы отбить машину и больше заработать. Но я так не делаю, да и людей таких не знаю.

Раньше вставал в 4 часа утра и в 5-6 уже был на маршруте. Работать заканчивал после того, как наберу себе минимум две тысячи чистыми – остальное на свое усмотрение. Обычно в 10-11 часов ночи ставил машину на стоянку. Теперь же я работаю только в свободное от пробок время. Например, выезжаю на маршрут в 9 часов утра, а заканчиваю в 4-5 часов вечера. Машина стоит во дворе под окнами, и теперь нет нужды ехать за ней на точку. Теперь плана у меня нет, и я зарабатываю за это время 5 тысяч чистыми и не напрягаюсь насчет плана и т. д. Да вначале было непросто, но я привык, настроился на работу и у меня получилось. Не скажу, что так везет всем, но в большинстве случаев это происходит от того, что обычный водитель став хозяином меняет свое мышление и отношение к работе. Из-за того, что он начинает чувствовать себя хозяином начинает идти под гору весь бизнес.

Итак, не стоит бояться строить свой бизнес. Нужно только вначале побыть в шкуре рабочего, то есть водителя. Понять все минусы и плюсы и только потом начинать строить свое. Ведь если вам не понравится ездить на маршрутке, то вы легко можете уволиться и все. А если вы вошли в бизнес и не поняли его суть, но уже купили машину для работы – здесь уже сложнее.

На данный момент перевозка пассажиров на городских и пригородных маршрутах – довольно прибыльный бизнес для предпринимателя.

Однако, чтобы он действительно приносил прибыль и не ввязывал «хозяина» в долги, нужно заранее все тщательно продумать и спланировать.

Путь к успеху на рынке перевозок очень тернист, и пройти его удается далеко не каждому. Но сегодня мы расскажем вам несколько секретов, благодаря которым вы будете знать, как организовать бизнес такси правильно.

Выбор транспортного средства

Первым делом нужно обратить внимание на выбор автомобиля, ведь именно он станет вашим «кормильцем» в ближайшие несколько лет.

Если ваш бюджет сильно ограничен, можно приобрести поддержанное маршрутное такси. Но здесь нужно быть очень внимательным, ведь не каждый хозяин поддерживает свой автомобиль так, как следует.

Иногда частники попросту убивают свои машины на маршрутах, вследствие чего новому владельцу (то есть вам) придется потратить немало денег на капитальный ремонт ходовой, а возможно и двигателя. Что касается марки, для городских маршрутов многие предприниматели используют «Спринтер». Эти немецкие "лошадки" точно не подведут водителя в самый неожиданный момент.

"ГАЗель" – тоже неплохой вариант, но здесь вам нужно будет приготовиться к различным непредсказуемым растратам, так как запчасти на ней «летят» чуть ли не каждый день.

Какие сделать из этого выводы?

Если ваш бюджет на покупку транспорта колеблется в пределах от 500 000 до 2 000 000 млн. руб. на 1 машину, то, безусловно, лучше «немца» техники не найти. Причем за такие деньги можно купить вполне нормальный «Спринтер» с исправной подвеской и рабочим мотором.

Купить маршрутку типа "ГАЗель" – не вариант, так как вам обязательно придется вкладывать в нее деньги и дальше (около 50 тысяч рублей, а, возможно, и больше). Как говорят водители, даже новую "ГАЗель" приходится «доделывать» под себя.

Относительно количества машин в автопарке - начинающему предпринимателю желательно иметь 5-6 микроавтобусов. Но опять же, количество автомобилей зависит от бюджета. Можно попробовать ездить на маршрутах в одиночку, однако вряд ли этот бизнес будет прибыльным. После выбора транспорта можно приступать к его покупке. А вот о том, где взять деньги на автопарк, мы расскажем вам немного позже.

Организовываем бизнес на маршрутках: выбор маршрута

Многие предприниматели поначалу пробуют себя на дальних рейсах. Отсюда и выгода – высокая стоимость проезда (чем дороже билет, тем больше прибыль), меньшие затраты на запчасти (сцепление и тормоза прослужат дольше) и топливо (за городом любая машина тратит на 10-15 процентов меньше бензина). К тому же не каждому частнику удается захватить свою долю на городских маршрутах. Почему так происходит? Секретов здесь никаких нет.

Схема по захвату бизнеса очень проста: в городе появляется одна крупная компания с огромным автопарком машин (порядка 100 и более единиц). Все эти машины начинают курсировать по определенным маршрутам, и начинающему предпринимателю даже с 5-ю микроавтобусами ничего не остается делать, как попросту уйти с рынка перевозок.

На межобластных рейсах все гораздо проще, да и доход будет стабильным (хотя это не факт – все зависит от сезона). Но в любом случае здесь можно получить реальную прибыль. Как показывает практика, все затраты на автопарк окупаются уже за первые 6-10 месяцев перевозок.

Откуда брать деньги на транспорт?

Вообще приобретение автопарка – довольно ответственный шаг для каждого предпринимателя. Ниже мы приведем наиболее распространенные варианты покупки транспорта:

  • Приобретение авто в кредит/лизинг.
  • Поиск инвесторов.
  • Покупка транспортна за собственные деньги.

Первый вариант очень рискованный и его использовать мы не рекомендуем. Сейчас можно привести немало случаев, когда компании с несколько миллионным бюджетом попросту становились банкротами из-за больших процентов и высоких затрат на перевозки. Согласитесь, о какой прибыли здесь может идти речь, когда с одной стороны на тебе лежат затраты на запчасти и солярку (не говоря уже о зарплате для водителей), а с другой - ежемесячная выплата долгов.

Второй вариант менее рискованный, так как все затраты здесь падают на плечи инвесторов. Однако не каждая компания согласится сотрудничать с вами на рынке пассажирских перевозок. Многим предпринимателям инвесторы попросту отказывают в сотрудничестве, поэтому если вы хотите увеличить свои шансы, рассчитывайте на небольшой автопарк машин – не стоит надеяться, что фирма возьмет на себя покупку 100 автобусов и спокойно даст вам их в пользование.

Но все равно шансы, что вам на следующий день дадут деньги на автопарк и заключат договор, минимальны (хотя стоит попробовать).

Покупка транспорта за собственные деньги – это, пожалуй, наиболее безопасный способ начала собственного бизнеса. Изначально вы не будете беспокоиться за долги, как в первом случае, потому что их у вас попросту не будет. Однако начинать работу, имея в автопарке всего одну "ГАЗельку", тоже очень рискованно, а именно - нерентабельно.

В крайнем случае используйте ее для межобластных перевозок, но никак не в городе. Оптимальное количество машин, как мы уже отметили ранее, это 5-6 единиц. Хотя далеко не у каждого начинающего предпринимателя будет на руках порядка 7-10 миллионов рублей денег. Но как тогда быть, если первый способ опасный, второй сомнительный, а третий практически нереальный? Выход есть, и называется он «аренда авто».

В чем заключаются преимущества аренды микроавтобуса?

Во-первых, это экономия денежных средств. После заключения договора вам предоставится возможность получить целый автопарк машин всего лишь за 3-5 тысяч долларов (такую сумму уж точно можно насобирать начинающему бизнесмену). Естественно, эти деньги вам придется платить ежемесячно их владельцу в качестве арендной платы.

Маршрутка как бизнес - получение прибыли

Прибыльность маршрутного бизнеса не вызывает сомнений. Количество маршрутных такси все растет, в Москве их уже около 6-9 тыс. штук.
Чтобы запустить маршрутку, нужно оценить риски, уровень инвестиций.
Средняя выручка с одного автомобиля за смену - примерно 800$. Отсюда вычитаем:
- 300$ - обслуживание и эксплуатация авто;
- 100$ - страхование, лизинг;
- около 50 - отчисления в фонд заработной платы.
Налоги - в месяц от 20 до 200$.

Без налоговых отчислений остается с каждой машины 350$ в день.

В современных городах и селах главным транспортом давно уже стало маршрутное такси. Это незаменимый пассажирский перевозчик с рядом преимуществ. Не смотря на то, что владельцы льгот не могут свободно ездить в маршрутке, данный вид транспорта все равно имеет огромный спрос среди населения. В час пик очень сложно уехать, все маршрутки переполнены.
Данный вид бизнеса очень прибыльный. Количество маршруток растет, потребность в них - также.

Первые шаги - как запустить маршрутку?

Первым делом необходимо купить авто. Здесь есть несколько вариантов: приобрести хороший дорогой микроавтобус известной марки (это около 30 тыс. дол.), или авто б/у в нормальном состоянии (чтобы не было убытков из-за ремонта), или взять машину в аренду (с правом выкупа).

Документы
Далее, чтобы открыть такой бизнес, нужно получить специальную документацию, разрешения. Сюда входят: оплата страховки, приобретение лицензии на перевозку транспортным средством. Лицензия действует на протяжении 5 лет, выбирается под конкретный автомобиль. Государственная лицензия на осуществление перевозок выдается Министерством транспорта РФ в трех видах:

1. Для легкового автомобиля с целью коммерческих перевозок.
2. Для оборудованного автомобильного транспорта с целью перевозок более 8 человек (кроме случая, когда такая деятельность необходима для собственных нужд юридического или физического лица, предпринимателя)
3. Для транспорта с грузоподъемностью > 3,5 тонн с целью перевозки грузов (кроме случая, когда такая деятельность необходима для собственных нужд юридического или физического лица, предпринимателя)

Минимальный доход приносит маленькое предприятие из 3-5 авто. В таком случае возможности нарастить доход почти отсутствуют, разве что уменьшать расходы на обслуживание и эксплуатацию. С увеличением парка машин начинают постепенно сокращаться отчисления с одного авто на постоянные статьи расходов (например, на зарплату диспетчера, бухгалтера).

Даже при удачно разработанном маршруте придется подождать, пока люди привыкнут к нему, узнают. Только потом возможно получение стабильной высокой прибыли. Однако, даже если маршрут еще новый, вы все равно сможете хорошо заработать в час пик, когда машины полностью забиты пассажирами.

Дополнительный доход

Запуск маршруток также позволяет владельцам бизнеса получать доход за размещение рекламы (на бортах, в салоне). Это дополнительные 200-300 долларов в месяц с учетом затрат на изготовление материалов.

Реальные скрытые механизмы бизнеса

Обычно маршрутный бизнес строится по следующей схеме. Какая-то контора пробивает себе маршрут, она ставит на него автобусы. У водителя есть свой микроавтобус, за сотрудничество с конторой он отдает половину выручки, как некую дань. На оставшиеся деньги хозяин авто живет своей жизнью и чинит авто. Контора, в свою очередь, платит деньги чиновникам, чтобы открывались маршруты, УГАДНу и ГИБДД , дабы избежать любой проверки.
Но, конечно, главный интерес конторы совсем другой - оборот наличных. Остальное все - лишь второстепенные моменты. Почти везде в России места с высоким оборотом наличных средств представляют собой места обналичивания теневых капиталов.

Очень сложно точно подсчитать, сколько было перевезено пассажиров, даже невозможно. В документах прописаны далеко не все машины, поэтому на маршрутах в реальности автобусов практически всегда больше. В результате вопрос о строгой, точной финансовой отчетности - открыт и нерешен, ее просто нет.
У владельцев маршрутных средств доход от них в масштабах всей основной деятельности - только небольшая часть оборота. Дело в том, что тут важен сам механизм, так как позволяет работать на маршрутках как на фабриках для отмывания черных средств.

Финансовая деятельность подобных контор проходит мимо бюджета. Они используют регистрацию как ИП, с упрощенным налогообложением (6%). Реальная прибыль же скрыта, и извне ее учесть, увидеть невозможно. На самом деле они еще меньше платят.

В конечном счете вывод маршрутного бизнеса из тени помог бы достаточно резко поднять бюджетную обеспеченность. Городской, муниципальный транспорт платит кучу средств в разные фонды (страховые, пенсионные), налоги на имущество, прибыль и т.д. Себестоимость билетов тут включает 60% для фонда оплаты труда. И не стоит забывать про повышение квалификации, навыков работников, обучение, премии и тому подобное. Дело обстоит не лучшим образом, нужно экономить. Поэтому, по сравнению с маршрутками - это небо и земля.




Предыстория такая: в понедельник на радио «Комсомольская правда» анонсировал наш проект . В студию дозвонился маршрутчик по имени Роман и стал обосновывать, что водители нарушают отнюдь не по своей воле. Меня заинтересовали его аргументы. С самим Романом после эфира поговорить не удалось - коллеги сказали, что он уже работает в такси - но свели меня с другим маршрутчиком, Виктором, который достаточно внятно изложил свое видение проблемы. Я не готов поручиться за стопроцентную достоверность всех фактов, возможно, это лишь субъективный взгляд на проблему. Но его как минимум полезно принять во внимание.

О графике движения

Основная причина нарушений - необходимость следования графику. Временной интервал между маршрутками составляет от двух до семи минут, но семь минут - это, скорее, для ненагруженных маршрутов, в основном три-четыре минуты. Следование графику проверяется по контрольным точкам. А теперь представьте, что график не корректируется при изменении дорожной обстановки: пробка или нет, ты обязан выдерживать свои три минуты. Если маршрутка где-то отстала из-за пробки, она вынуждена нагонять: или нарушать, или резать маршрут.

Ехать в графике важно, чтобы собрать пассажиров. Есть «жирные» остановки, где собирается много клиентов, например, Алое Поле, Доватора, Дворец спорта. Маршрутчику необходимо приехать туда не последним, иначе пассажиров заберут другие машины, в том числе с конкурирующих маршрутов.

О желании гонять

Есть контингент водителей, которые любят агрессивную и быструю езду, но их не так много. Большинство поначалу ездит спокойно, но постепенно принимает правила игры, потому что иначе будешь кататься бесплатно. Возникает профессиональная деформация, расшатываются нервы, негатив часто выплёскивается в семью.

О заработках

Если водитель наёмный, за смену он должен отдать порядка 5000 рублей собственникам автобуса и самого маршрута. Еще одна-две тысячи уходит на топливо. Всё, что он заработал сверху - его, сейчас это обычно две-три тысячи рублей за смену. Если маршрутчик будет ездить спокойно и выпускать вперёд маршрутки конкурентов, он просто не заработает.

Такса зависит от маршрута: где-то отдают по 2,5 тысячи, где-то 5,5 тысячи.

Для владельцев автобусов такса за езду по маршруту составляет порядка 1000 рублей в сутки, но им приходится окупать технику, а это не быстро. Считайте, что новый ПАЗ стоит около 1,3 миллиона рублей, плюс его нужно обслуживать и ремонтировать, поэтому окупается он обычно пару лет, в течение которых ты просто работаешь на свою машину. Опять же, будешь ездить медленно, срок окупаемости растянется до бесконечности.

Маршрутчик работает в среднем по 14 часов в смену, ещё час на подготовку, обед и так далее, то есть это 15 часов на ногах. Универсального графика нет: кто-то ездит два дня через два, кто-то четыре через четыре, кто-то по пятидневке (в основном на своих автобусах). В месяц выходит около 30 тысяч рублей, но, конечно, можно и больше, если ездить без выходных.

О гастарбайтерах

Как-то увидел маршрутку, которая едет по встречной полосе задним ходом - маршрутчику лень было разворачиваться, чтобы подъехать к АЗС по правилам. Я остановился и кричу ему: «Ты права за барана купил?» Он отвечает: «Нэ, за двух». Он не шутил.

Многие приезжие не знают правил в принципе. Штрафы они или не платят, или воспринимают как издержки, а если их лишают прав - выкупают за определенные деньги. Когда шла массовая замена водительских прав на российские, вопрос решался за 25 тысяч рублей, причем иногда им подсовывали отпечатанную на цветном принтере подделку.

О конкуренции

Корень проблемы в том, что за последние годы сильно возросла конкуренция. Количество маршруток оказалось избыточным, пассажиров же не стало больше. Десять лет назад водитель маршрутки мог зарабатывать за смену 5000 рублей, сегодня - в два раза меньше. У многих перевозчиков совпадает часть маршрута, скажем, 56 и 40 едут несколько километров по Свердловскому проспекту бок о бок. А люди не будут ждать - они сядут к тому, кто приедет первым. Важно успевать, отсюда нездоровые проявления: обогнать, подрезать, заблокировать чужую маршрутку… Конкуренция особенно сильная вблизи ключевых остановок, к которым нужно приезжать раньше конкурентов.

По сути вся проблема в организации перевозок: наплодили маршрутов и пытаются отжать максимум прибыли из каждого. Водители поставлены в условия, когда нужно ездить на грани фола или не работать вообще.

Об авариях

Аварии невыгодны, потому что это потерянный день на оформление, а потом непредсказуемое время на ремонт, то есть большие выпадающие расходы. Поэтому маршрутчики стараются не попадать в ДТП, даже если нарушают правила.

О нелегальных перевозчиках

Как таковых «нелегалов» нет и быть не может. Если под ними понимать какого-то случайного водителя, который вклинивается в чужой рейс, то его вычислят за несколько минут: встречные водители отзвонятся и скажут мне и тому, кто идет впереди, что между нами затесался левый автобус, через три минуты мы его зажмем, сначала поговорим, не поймет - сломаем зеркала, можем стекло разбить, это практикуется. Так никто не работает.

Каждый маршрутчик имеет какое-то основание для работы и лицензию. Понятно, что у некоторых есть контракт с администрацией, у других нет. Если тебе не продлили контракт, оформляешь как ученический автобус, экскурсионный и так далее.

Власти катят бочку на нелегалов, но проблемы-то не в них, а в общей избыточности перевозчиков. В остальном правила игры у водителя экскурсионного маршрута или официального (с контрактом) одинаковые, и все они мотивированы ездить быстрее.

Даже если уберут с дороги часть маршруток, которые работают без контракта с администрацией, заменят их на легальные, а принцип останется.

Сейчас идет передел бизнеса, поэтому одни маршруты закрывают, другие запускают, но сути дела это не меняет.

Что делать?

Конечно, соблюдать график было бы проще, если бы в городе не было пробок. Но это не реально. Если же вернуться к сути проблемы, нужно сокращать количество машин и централизовать управление перевозками. У нас были примеры нормальной работы даже по пробкам, например, в 2005 году они были особенно сильными, но как только начинался час пик или происходила авария, диспетчеры сообщали нам об изменении графика, и все просто ехали по реальной обстановке, не стараясь никого обогнать. Но тогда можно было заработать до 5000 рублей за смену, потому что перевозчиков было меньше. Сейчас ты не можешь себе позволить расслабиться даже в пробке, потому что кто-то влезет впереди и лишит тебя дохода, который и так сильно упал. Я еще раз подчеркну, что водитель должен заработать не только для себя, но и отдать около 7 тысяч рублей в день на топливо, владельцу машины, владельцу маршрута.

Навести порядок в этой сфере можно и даже не сложно. Например, любой маршрут можно закрыть за два дня. Есть ряд нарушений, характерный для всех перевозчиков, поэтому приостановить лицензию на 90 суток можно на раз-два. Все они на крючке. Централизованное управление под эгидой губернатора решило бы проблему в два счета. Остались бы только лучшие водители, которые умеют ездить и знают правила. Другое дело, что для этого нужна воля властей и необходимость поступиться бизнесом, который приносит очень хорошие деньги.

Об объеме рынка

По моим оценкам, в городе сейчас работает порядка 4000 маршруток. Пусть каждая в день собирает 6,5 тысячи рублей - беру не самую большую цифру. Получаем 26 миллионов рублей в день или около 10 миллиардов в год. Можете представить себе, насколько это лакомый бизнес, чтобы отказываться от него добровольно. И никого не интересует соблюдение ПДД - всех интересует доход. Попутно, кстати, возникает вопрос оплаты налогов, потому что многие водители или не оформлены, или работают за якобы минимальную зарплату около 10 тысяч рублей, с которой платятся налоги. На бумаге у нас же все альтруисты.

Об устройствах слежения

По-моему, на маршруте 66 пытались внедрить устройства слежения, которые давали информацию о скорости и положении маршрутки диспетчерам, но не помогло. Допустим, кто-то отстал, задний обогнать его не может и едет следом, оставаясь без пассажиров, потому что их забирает тихоход. А план-то у всех одинаковый. В итоге люди уходят с маршрута, а хорошие водители в дефиците.

О молчунах

Пассажиры ворчат на манеру езды маршрутчиков, а замечания им делают крайне редко. Я согласен, не всегда это помогает, но иногда действует. В каждой маршрутке есть номера телефонов для жалоб, по своему опыту могу сказать, что реакция на обоснованную жалобу почти мгновенная, маршрутчика могут оштрафовать, например, на 500 рублей - довольно чувствительно (3-4 часа работы). Разговоры о том, что владелец компании ничего не может сделать с водителями из-за страха их потерять, верны лишь отчасти: за хорошие маршруты водители держатся.

О профессиональном жаргоне

Пассажиров маршрутчики называют «мослами». Если едет от конечной и до конечной - «кирпич» или «пенек». Если водитель едет медленно, говорят «резинит».

О себе

Я долго работал на маршрутке, сейчас езжу на междугороднем рейсе, где нет такого жесткого графика и конкуренции, поэтому я могу позволить себе соблюдать правила и не спешить.

О проекте «Лови маршрутку»

Пока власти не захотят изменить ситуацию в корне, штрафы и гаишные рейды - мертвому припарки. Вернее, всё это действует, но не устраняет сути проблемы, а она - в чрезмерной конкуренции и отсутствии согласованности между маршрутами.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении